Рецензия на книгу
Южные кресты
Борис Кригер
Bess21 октября 2008 г.выдержки
«Странный роман с нетипичным названием», – именно так охарактеризовал свое произведение автор, приветствуя читателя на первых страницах пролога. Заглавие романа вызывает сомнительные ассоциации с циклом тюремной жизни неких криминальных авторитетов. Что ж, разберемся.
...Примечательную роль играет в книге проблема переселения народов и отдельных людей. Это видно, когда Кригер обстоятельно приводит исторические подробности заселения Новой Зеландии дикарями маори, в последующем притесняемыми современными новозеландцами. В масштабе одной человеческой жизни переезд в другое место жительства кажется не столь значительным по сравнению с миграцией целого народа. Но писателю удалось очень убедительно и достоверно показать глубокую личную катастрофу на примере невзгод одного «маленького» человека, иммигранта по призванию. Иммиграция для любого человека – процесс болезненный, и не многие готовы покинуть насиженные места, даже будучи уверенными, что в другой стране, в другом городе их ждет лучшая жизнь. Семен не такой человек, хотя и порядком помучался, прежде чем окончательно решился покинуть Москву, а потом историческую родину - Израиль. В терзаниях еврейского переселенца можно разглядеть переживания самого Кригера, прилично поездившего по свету и окончательно обосновавшегося в далекой и непонятной русскому человеку Канаде. О ней тоже пойдет речь, но прежде Израиль, Украина и даже Чехия примут московского еврея Сенечку в свои обители на то время, которое он сам сочтет приемлемым.
...Кригер собрал в «Южных крестах» столько болезненных социальных проблем, сколько смог. Терроризм, притеснение евреев и межнациональная рознь вообще, политические разногласия разных стран, плачевное положение заключенных в тюрьмах по всему миру, манипуляции средств массовой информации общественным мнением, «религиозные» войны, самоубийства, место отдельного человека в социуме и многие другие. Останавливаться на каждой из них не будем. Стоит только сказать, что писатель виртуозно сочетает между собой перечисленные кошмары современного общества, не забывая об иронии...
...Интуитивно проведенная параллель между крестами небесными и земными, вполне материальными, заставляет задуматься о высоком смысле изображаемого предмета. Созвездие Южный Крест, находящееся на Южном полушарии неба, Семен так и не увидел, хотя мечтал об этом с детства. Но особенности строения древней крепости в форме креста познал сполна – в этой тюрьме он отбывал наказание. Крест, на котором распяли Иисуса Христа, навсегда запечатлен в памяти людей как символ самоотречения и добродетели. Представим, что созвездие стало для Семена неким символом самопожертвования, который поддерживал морально на подсознательном уровне бедного заключенного. Верил ли он в Бога в общепринятом значении? Нет. Представляя иудейского Бога жестоким и безжалостным, Сеня вспоминал свои поступки на свободной земле, благие или греховные, потому что главным считал не веру, а действия. У него, как и у каждого из нас, свой крест, и вынесет его Сеня несомненно. Любое название, содержащее в себе слово «крест», обращает на себя особое внимание. В сознании человека этот знак всегда будет ассоциироваться с чем-то высшим, потому что в первую очередь он символизирует жизнь, и только во вторую – смерть, обреченность...
...Крест – также символ пути, выбора дороги и пересечения противоположностей, то есть их соединения. По Кригеру, душа и тело не едины, а составляют две вещи взаимоисключающие, – они только и делают, что мешают друг другу. И, тем не менее, они сочетаются в одном человеке. Плоть держит дух в оковах низменности и греховности, в то время как душа стремится к высшему предназначению. Семену удалось одержать победу над зависимым от физических неудобств телом и подчиняющимся ему сознанием, он стал мыслить позитивно: «Я действительно стал свободным, лишь оказавшись в вонючем остроге, потому что только здесь, как под увеличительным стеклом, собрались все лучи моего солнца»...
7789