Рецензия на книгу
Сталь и шлак
Владимир Попов
Аноним21 сентября 2020 г.Люди-сталь и люди-шлак
Производственный и военно-приключенческий роман о донбасских металлургах в первые месяцы Великой Отечественной войны. Первый роман из дилогии, имеет свой более-менее финал и потому вполне читается как самостоятельное произведение. Повествование от третьего лица, с попыткой нарисовать полотно пошире, дать персонажей побольше и в момент душевного напряжения - что довольно хорошо удается, хотя нагромождение лиц распознавать бывает сложновато.
В центре сюжета коллектив металлургического завода - точнее, его руководство и сталевары, среди которых отдельное внимание оказывается линии Крайнева, начальника мартеновского цеха, им роман открывается, за ним следит, им заканчивается. В начале романа - в начале войны - завод перестраивается на военные рельсы, осваивает танковую броню и т.п. Фронт все ближе, завод разбирается, эвакуируется, готовится к подрыву. Далее основное внимание делится между теми, кто эвакуируется на восток и теми, то остался, про ушедших на фронт лишь несколько упоминаний. Все они разные, но среди уехавших шлака не показано - наоборот, общая беда и цель людей сплотили, проявили в них лучшее, человечное, пусть даже не сразу, после ряда случаев. Надломленные отступлением мужчины (даже будь то старики или шебутные юнцы), видя, что женщины и дети нуждаются в их силе - становятся сильными и пробивными (иногда даже чересчур, как в истории про семь третьих эшелонов). А дальше - найти себе место в жизни на новом месте, при новом заводе-гиганте, определить и решить новые производственные и отношенческие проблемы.
В оккупированном городе остались те, кто не решился уезжать из обыденного страха потерь, кто собрался вести подпольную работу, кто ждал прихода "немцев-освободителей" - и Крайнев, который не смог выполнить задание партии, взорвать электростанцию. Тут людей-шлака хватает, проявляются все, кто уже был отмечен автором как "не такие", самовлюбленные мещане, плюс более хитрые затихарившиеся типы. Показаны подпольщики - не особо-то и много, и показаны Поступки (увы, чаще последние в жизни) обычных, не подписывавшихся на героизм людей, просто - поступающих по-совести, в порыве любви и ненависти. И меж всеми - путаная стежка Крайнева к выполнению уже раз проваленного задания, что в итоге получается у него не хуже подготовленного агента; он решил втереться в доверие к фашистам, чем себя сделал, однако, целью подпольщиков...
Книга вполне себе интересная, с производственным уклоном и про войну. И хотя про нее сказано, что взяла в 1949 г. Сталинскую премию, выложенный в интернете вариант однозначно не первопечатный, а как минимум хрущевского разлива: определенную (и положительную!) роль в сюжете играет нарком, "которого нельзя называть" - при всем при том, что некоторых других наркомов по фамилиям упоминать не зазорно. Описание круга обязанностей, ответственность за эвакуацию промышленности, да и скудные черты внешности - все намекает, что перед нами Берия. Вот даже любопытно стало, вырезали в переизданиях романа только его имя или и какие-нибудь сцены с ним?..111,1K