Рецензия на книгу
Убить пересмешника...
Харпер Ли
Аноним13 сентября 2020 г.Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно, святое наше воинство (с)
Ещё одна американская книга про тридцатые годы прошлого века, где повествование ведётся от лица детей-вундеркиндов. Что здесь, что в рассказах о семействе Гласс, маленькие дети какие-то шибко вумные, но при этом эмоционально зрелые. Из своего личного опыта общения с детьми, полагаю, что в реальной жизни это два взаимоисключающих качества.
Но у Сэлинджера это и есть главная тема. Именно элитарность, интеллект, высокая культура, душевная чуткость членов семейства Гласс и приводит их к тем конфликтам и психологическим проблемам, которые и составляют суть рассказов. Потому эти рассказы, как и их герои, очень сложны (для меня). Но они не вызывают умственно-эстетический диссонанс.
У Харпер Ли всё намного проще. Интеллектуальная и душевная одарённость маленьких Джима и Джин-Луизы - это просто литературный приём. Не цель, а только средство. Поскольку рассказ ведётся от лица маленькой девочки, то получается запланированный контраст. С одной стороны, она мудра и много чего понимает. А если что и не понимает, то ей (а заодно и нам) очень доходчиво всё объясняет отец (брат, тетя или кто под руку подвернётся). Другими словами, её суждения - это мысли взрослого человека. С другой стороны, оставаясь ребенком, она сохраняет непосредственность, наивность, открытость и любопытство, присущие её возрасту. И, конечно, реалии расизма южных штатов тридцатых годов прошлого века, рассказанные ею, не могут не трогать. Они доступны уму и сердцу. Это вам не корыстолюбивые политиканы, говорящие с трибуны на непонятном для народа языке, а маленькая славная девочка. Короче, получается "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".
Всё вышесказанное совершенно не отменяет того факта, что, то, что рассказывает эта очаровательная девочка очень интересно. Глазастик (прозвище-то какое говорящее) ведёт неспешное повествование о жизни захолустного городка в Алабаме, о своей необычной семье, о своих друзьях и соседях. Не вижу смысла пересказывать здесь сюжет.
Книга разделена для меня на общественно-политическую и художественно-психологическую составляющие. Обе части хороши. Проблема для меня в том, что они не гармонируют друг с другом.
Социальная линия имеет своей кульминацией судебный процесс, на котором Аттикус Финч доказал, как дважды два - четыре, что Тим Робинсон невиновен, но это не помогло. Негра засудили и практически убили.
Ай-ай-ай-ай-ай-ай. Ни за что, ни про что замочили.После суда, оставшаяся часть произведения является лишь послесловием (в социальной линии). А ведь там ещё больше трети книги остаётся. Доминантность социальной линии доказывает и тот факт, что если вы (вслед за мной) захотите найти кадры из знаменитого фильма 62-ого года (кстати, черно-белого, хотя цветные уже давно были), то больше всего кадров будут о дне суда. Ну вот, например (обратите внимание насколько бел адвокат и насколько черен его подзащитный):
Психологическая же часть романа для меня гораздо более интересна. Она рассказывает о многом.
Например, о взрослении. События книги происходят на протяжении трёх лет. Главная героиня вырастает из шестилетней девочки в девятилетнюю, а её десятилетний брат дорос соответственно до тринадцати. Герои меняются, умнеют (хотя, казалось бы...), постепенно понимают как устроен мир. У Джима переходный возраст. Отношения брата и сестры тоже претерпевают изменения. В общем, тема взросления очень интересна.
Ещё эта книга о воспитании. Кое-что я и так уже вывел в заголовок. Отношения между отцом и детьми - доверие, уважение, понимание. Всё это на контрасте с воспитанием их друга (Дила) или детей Юэлов. Тоже крайне интересно.
Эта книга ещё о том, как нельзя судить о людях не зная их. А поскольку мы никогда не знаем людей, то и судить их нельзя никогда. Страшила Рэдли, тетя Александра (которая все-таки показала Глазастику что значит быть настоящей леди), миссис Дюбоуз, боровшаяся с морфиновой зависимостью. Все они оказались не теми, кем поначалу казались.
В итоге, социальная и психологическая части "убить пересмешника" это две хорошие книги. Не знаю, можно ли было сделать социальную часть без психологической. Наверное нет, это было бы не так сильно. Но вот психологический роман точно бы только выиграл без периодически кричащей и иногда слишком назойливой антирасистской пропаганды. Как сказал поэт, -
в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань.713,3K