Рецензия на книгу
Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона
Софокл
rikki_tiki6 мая 2012 г.Прочитано в рамках виртуального книжного клуба "Борцы с долгостроем"
Я иду по коридору, мне на встречу - царь Эдип,
У него нет глаз, на нем нет лица,
Он ******* свою мать и завалил отца...
(гр. "Сплин")А я думала, что Васильев шутит...
Грустна и глубоким философским (одновременно простым) смыслом наполнена история о славном царе Эдипе. Вкратце (и для тех, кто не знаком с античной литературой), царь Фив Эдип узнает, что когда-то в молодости он убил своего отца (не зная при этом, что это его отец), женился на своей матери (которая не знала, что это ее сын), и родились у них два сына и две дочери. Мать и одновременно жена Эдипа не может вынести такое горе и вешается. Эдип выкалывает себе глаза, потому что "зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол". Величественный и уважаемый царь, каким мы видим Эдипа в начале трагедии, скатывается в самый низ. Рядом остаются лишь две верные дочери-сестры. "Нет на свете счастливых", - поет нам хор, и история Эдипа подтверждает, что никакой человек, будь он даже богат и знатен, не может противиться могущественному року.
"Эдип в Колоне". Эдип изгнан фиванским народом, и странствует он вместе со своей дочерью-сестрой Антигоной. Они приходят в священный сад близ Колоны (кстати родной город Софокла), и Эдип узнает, что в этом месте ему суждено умереть и что похороненный прах его будет вечно защищать Афины. "Эдип в Колоне" написан спустя 15 лет после первой трагедии, и здесь мы уже видим другого Эдипа. Он пытается пойти против рока и не считает себя виновным в бедах. Он уперт и жесток в своих убеждениях и не хочет прощать своего сына Полиника, который когда-то не вступился за него. Эдип умирает, но один лишь царь Афин свершает по нему молитву и хоронит его. Никто не должен знать место погребения Эдипа. Этим Софокл возносит Эдипа до героя. В царе Эдипе воплощается образ всего афинского народа - сильного и стойкого к страданиям и бедам.
"Антигона". История о самоотверженной и гордой дочери Эдипа. Фивами правит Креонт, оба сына Эдипа мертвы и один из них - Полиник - не удостоен погребения. Антигона против воли царя хочет похоронить родного брата так, как это угодно богам. Исмена, ее сестра отказывает ей в помощи и советует покориться року, так как:
Мы женщинами рождены, и нам
С мужчинами не спорить - помни это.
Над нами сильный властвует всегда,
Во всем - и в худшем - мы ему покорны.
Но не такова настоящая дочь Эдипа. Антигона одна предает погребению тело своего родного брата. Креонт практически заживо хоронит ее в темной пещере, не смотря на то, что она - невеста его сына. Умирают все: и Антигона, и сын Креонта, и его жена. Креонт поздно понял, что ему следует повиноваться воле богов и не идти против давно установленных правил...Вообще, довольно трудно толковать значение произведений античности. В данном издании приводятся две статьи Андре Боннара, которые даже не просвещенному читателю доходчиво объяснят значение трагедий Софокла.
Честно, не ожидала, что чтение такой древности принесет мне огромное удовольствие. Все-таки иногда приятно почитать произведения, написанные высоким слогом.
Да не приведет вам рок Эдиповы страдания!
1178