Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
Nikivar5 мая 2012 г.Знак знака знака знака… Вся книга – о знаках, может быть, даже одном знаке.
Начинается с реальности - грубой, физической. Человека поймали, избили, возможно, убили. Затем сюжет уходит в мистические …не хочу сказать «дебри», потому что все очень понятно и очень реально.
В этом-то и дело. Тамплиеры тоже начинали с грубой силы, а закончили смертью на костре и сбывшимся проклятием. Потом масоны, потом весь сброд. Эта историческая линия с четкими датами, точными названиями, но и с блуждающим меж них графом Сен-Жерменом, с почти документальными картинками и «постмодернистским» потоком рассказов одного из героев (рассказ с экрана компьютера, сам герой – тот, с которого и началось: это его поймали, это о его судьбе ничего неизвестно) постепенно и незаметно приучает нас к мысли, что правда и то, и другое. Ведь всякое может быть… А отсюда недалеко до мысли, что истинно только второе, а реальность кем-то и зачем-то выдумана. А потом и заведомо нами выдуманное становится для нас (и не только для нас) реальностью, единственной и страшной. Потому что, предавая то, что единственное было крепко и твердо, ты лишаешь себя защиты, мало того, - делаешь ее невозможной.
И тут начинается сама история. Неважная шутка, передающая, тем не менее, суть. А вдруг все было так: собралась компания умных людей, задумали очередную игру? Придумывается примерный, в самых общих чертах, сюжет, несколько имен, городов, дат… Расходятся по домам. Четыре человека должны за … дней рассказать подробную и достоверную историю. Они рассказывают, а четверо эти - Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Просто случайно они забыли свои записи, или, посмеявшись от души, выбросили уже ненужные бумажки, а кто-то нашел, прочитал, показал, растолковал…
Вот об этом примерно рассказ. Герои нашли бумажку, а растолковывая непонятные слова, вошли в область опасную, темную. Вошли играючи, придумали свою историю, а история эта уже сама может жить, поглощая своих сочинителей. Неверие в реальность (кстати, это касается и шутки о евангелистах – это же та реальность, которая одна и может спасти от истории, готовой поглотить тебя) делает человека беспомощным в нереальном мире. Знак становится всесильным, он правит человеком через его пристрастия, наклонности, знание и невежество. Но у Эко нет однозначности, знак становится знаком другого знака, а тот, в свою очередь, третьего и т.д., пока какой-нибудь знак не оказывается знаком первого знака… Единственно бесспорно то, что все, придумавшие историю, необратимо станут ее жертвами.
Странно и удивительно, что народ настолько серьезно отнесся к, в общем-то, посторонним вещам - всем этим историческим реалиям, странно и недовольство многих тем, что на нескольких страницах в строчку написаны все возможные буквенные сочетания имени Бога. Их, конечно, в основном пролистывают, не читая, но ведь у знака могут быть самые разные смыслы и задачи (запятые мы тоже не читаем, а такое сочетание, как ?!.. тоже имеет свое значение), разговор идет, тем не менее, только об этом.461