Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним7 сентября 2020 г.- Боже мой! Я ведь не честолюбива, я много не прошу... Моя мечта - спокойно работать, иметь постоянно кусок хлеба и жить в своей комнатушке, чтоб было чисто. Ну, стол, кровать, два стула, не больше... Ах! Еще хотелось бы мне воспитать как следует ребят, сделать из них настоящих людей, если
только это возможно. Есть еще одна мечта: чтобы меня больше не били, если уж мне суждено выйти когда-нибудь замуж. Да, я не хочу, чтоб меня били... И этовсе. Понимаете? Все...
Так Жервеза протянула несколько месяцев, Она опускалась все ниже, выносила последние унижения и с каждым днем понемногу умирала с голоду. Как только в ее руках оказывалось несколько су, она напивалась и принималась колотить головой о стену. Однажды вечером соседи побились об заклад, что она не съест одну отвратительную вещь, но за десять су она съела.И между этими двумя цитатами - вся недолгая жизнь, каких-то двадцать лет, которых оказалось довольно, чтобы дойти до последних граней разочарования и унижения.
Мне посоветовали эту книгу во флешмобе со словами:"Книги Золя - настоящий читательский адреналин!", и так и есть! Это мой первый роман у него, и я осталась под впечатлением - автор, действительно, умеет держать читателя в напряжении. Ты так и ждешь, что что-то случится такое... ну уж точно не хорошее, так как как по тексту разбросано множество даже не намеков, а прямых указаний на незавидную будущность персонажей. И вот, хорошо осознавая, чем история закончится, ты окунаешься в мир парижского предместья, и следишь за судьбой Жервезы чуть ли не с трепетом, потому что все-таки сочувствуешь ей. И в каждой длинной, подробнейшим образом, вплоть до фестончиков на платьях соседских кумушек, описанной сцене ты надеешься, что все обойдется. Но обходится не всегда. Да, в сущности, никогда не обходится. Вот взять, к примеру, поистине апокалиптическую сцену пира в честь именин Жервезы - люди пьют, едят и расходятся, но какое же гнусное, гадкое и безнадежное впечатление она производит. Для героини это - триумф, один из счастливейших дней ее жизни, а читатель понимает (снова), что она обречена. И читается все это на одном дыхании. Вот уж с чем не согласна, так это с тем, что Золя нудный.И если задуматься - а в какой же момент Жервезой была пройдена точка невозврата? Когда она вступает в абсурдную, смешную и жестокую драку с соседкой? Когда выходит замуж? Когда целует пьяного мужа среди груд смрадного грязного белья? Когда изменяет ему? И есть ли такой момент на самом деле, описан ли он в книге? Наверное, нет. Мне кажется, что все же в характере, в душе главное героини было что-то особенное, чего-то она хотела иного, чем могла бы дать ей эта мелкая и пустая жизнь, несмотря на то, что, казалось бы, ее желания были весьма скромны. По тексту есть много моментов, когда она как бы замирает, отстраняется от всего, ничего не видит и не слышит, эта жизнь не существует для нее. Искренняя и чистая любовь Гуже нашла ее слишком поздно и не смогла ее возродить. Несмотря на это, сама Жервеза до конца осознавала святость этой любви, и она придавала ее жизни скрытый теплый свет. С потерей этой любви всё ушло, свет погас. И поневоле соглашаешься с факельщиком, укладывающим ее в гроб со словами: "Счастливая ты! Бай-бай, красавица"
Содержит спойлеры8582