Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Новый Дозор

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2012 г.
    Мы все взрослые люди и прекрасно понимаем, что с криками "Лукьяненко уже не торт!" и "Пейсатель исписался!" книгу немедленно выложили у пиратов.) Но вы тут все люди честные, по таким местам не ходите. Сергей Лукьяненко.

    Мы, люди большой и необъятной страны, мучениями по поводу нарушения авторских прав, конечно, не страдаем, честные не то, чтобы очень, и по тем самым заповедным местам, конечно, ходим. Вот и в этот раз сдержаться было трудно, и более того - незачем. Всем всё прекрасно понятно - как успех фильма не зависит от кассовых сборов, так и не купленные пару экземпляров на 100.000-ный тираж повлияют мало - разойдется, чего уж там. Господин Лукьяненко внял и здравому смыслу, и потребности публики - в условиях страшного дефицита идей/их реализации в межах российской фантастики возврат к узнаваемому миру одной из самых популярных франшиз - идеальный выход и для массового читателя, и для пополнения собственного бюджета.

    Итак, перед нами новые страницы из мира Дозоров. И все основные герои на месте. Антон Городецкий - теперь не шастатель по подворотням с лицом Хабенского и полупропитым призывом в голосе: "Ночной Дозор. Всем выйти из Сумрака", а Высший Маг. Светлана, Великая Волшебница, [почти] отказалась от использования магии, стала Мамой и домохозяйкой (наверняка, волшебно делает какие-нибудь пирожки с картошкой). Надя, их дочка - растёт Нулевой Волшебницей, уже сейчас обладая неограниченной возможностью к использованию Силы. Рядом с их миром присутствуют и Ольга, и Степан, и ведьма Арина, и Гесер, и иронично-едкий, как всегда, Завулон, и даже по-прежнему таинственная Инквизиция. Есть и новые персонажи.

    Сюжет закручивается вокруг новой переменной в уравнении дозорного мира. Выражаясь словами одного из второстепенных героев, обычного человека, замечающего Иных, всю жизнь на мосту полиционера он видел два типа людей со странным блеском в глазах - "псов" (Ночной Дозор) и "волков" (Дневной Дозор). Внезапно появляется создание, которое парень метко характеризует как "Тигр". Непонятное явление, не влияющее как Иные на, а лишающее людей ауры - как будто выпивающее их душу и стремление жить. Появление Тигра вызывает самое серьезное беспокойство у Ночного Дозора - никто с этим не сталкивался, предпринимаются беспрецедентные меры защиты. Вместе с тем появляется странный мальчик-пророк, с кототорым неразрывно связан Антон Городецкий. И, похоже, ...Тигр.

    Хорошо в "Новом Дозоре" то, что Лукьяненко расширяет границы привычного мира. Городецкому предстоит не околачиваться в Москве и пригородах, скажем так, а за разгадкой происходящего путешествовать в разные точки планеты и открывать новые грани как Дневного, так и Ночного Дозоров. Приличное количество внимания уделено Гесеру - приоткрываются подробности его жизненного пути. Но самый главный акцент в книге всё-таки стоит на сущности Сумрака. Это еще с самой первой книги ожидаемая тема, и вот только сейчас ее получилось прилично раскрыть. Чем он является, зачем он нужен, что и в каких целях он порождает, использует ли сам людей или Иных? На эти вопросы ответы в книге есть. Ответы на них в какой-то степени являются деконструкцией магии, которой Лукьяненко наделил созданный самим собой авторский мир. Но...это элемент неизбежного взросления - и читателя, и писателя.

    Пару слов нужно сказать и о присутствии в книге не только Лукьяненко-автора, но и Лукьяненко-человека. Несколько раз в книге, отражающей реальность Антона, встречается тема митингов и даже всплывает тема Болотной площади (которую получилось тонко, практически няшно обхохмить). Есть несколько открытых примеров продактплейсмента (бекмамбетовский "Дневной Дозор" был сим явлением напичкан по самые уши, но в книгах, кажется, мало-/незаметен). Есть всяческие авторские аллюзии - на Барака Обаму, Властелин Колец, Магистра Йоду. Всё это не то, чтобы как-то неуютно воспринимается в процессе чтения и не мешает, но Но есть Но. Наверное, это +1 к тому же вопросу о деконструкции.

    В целом, учитывая тираж, понятно, что это книга для массового нулевого читателя, написанная языком, не сильно отличающимся от целевой аудитории "Недотёпы" и "Непоседы". Понятно, что никаких претензий она не ставит целью. И понятно, что предназначена для очередного финансового вливания всем причастным к процессу написания/издания. Однако же...читается, и читается, и читается без отрыва, конечно. И адепты серии обязательно купят себе пятую чёрную книжку к ранее вышедшим четырём с половиной. Здесь всё тоже прогнозируемо и предсказуемо.

    85
    517