Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним1 мая 2012 г.

    Первая половина XIX века в истории российского помещичества охарактеризовалась эпохой общего застоя: как в хозяйственной жизни, так и в умах дворянского землевладельческого общества. Крестьяне противились любым нововведениям, тормозя прогресс в сельскохозяйственной отрасли. Ситуацию усугубляло массовое недовольство рабочего люда морально устаревшим крепостным правом. Чопорный, закостенелый, архаичный даже для своего времени жизненный уклад воспитывал точно такого же, как и его родители, человека - без всяких изменений в сознании и возможности для этического развития.

    "Обломов" - очень остросоциальный на время своего написания роман, так как показывает этот приславутый застой в дворянском обществе на примере одного единственного человека - Ильи Ильича. Личности, проводящей все время полной апатии, путешествуя по давно разбитым осколкам воспоминаний. Личности, хватающейся за призрачные мечты, не прилагая ничего для их осуществления. Личности, которая боится перемен хуже огня. Личности, живущей за счет слуг и друзей. Личности, не приспособленной к жизни.

    И когда в этот запылевший чулан врывается, словно юркая пичуга, такое сильное чувство, как любовь, оно не находит там места, не задерживается ни на секунду, не найдя там ничего привлекательного. Потому что Обломов мертв. Нет, не физически - морально. Может ли любить труп? А разве можно любить мертвеца? Нет. Можно лишь только возносить цветы на могилу былого великолепия. Но это не воскресит покойника. Обломову не помочь ничем. Финал книги, горький, но совершенно логичный, тяжелым ливнем обрушивается на читательское сознание, и становится грустно и за Илью Ильича, и за себя, ведь рок "обломовщины" висит над многими из нас.


    Русская классическая литература для меня в первую очередь - живые, рельефные персонажи. Но я еще не встречал ни одного такого великолепно проработанного образа, какой получился у Гончарова. Обломов настолько фактурен, что его невозможно воспринимать никак по-другому, кроме как живого человека. Все его страсти, мысли, пороки и мечты настолько детально выписаны, что в гениальности писателя не возникает никаких сомнений. И так во всем: если кухарка печет на кухне пироги, то можно буквально почувствовать их запах; если по коридору, спотыкаясь, тащится старый камердинер, то отчетливо слышится его шаркающая походка. Эффект вживания в книгу просто бесподобен.
    И метания души Обломова на этом фоне смотрятся более чем реально.


    Почему же тогда мне так хотелось попасть в эту обломовскую утопию, мир дремоты, бездействия, покоя и тишины? Мы сейчас живем по примеру антогониста Обломова, Штольца, и приятное осознование того, что завтра будет хлеб и крыша над головой, мне казалось чем-то крайне приятным. Куда мы все несемся? Что за темп жизни мы избрали? А Обломов просто жил. Жил как хотел, а не как ему диктовало общество. Но нужно ли так жить? Каждый решает за себя.

    9/10.

    19
    53