Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 8 томах. Том 6
Стефан Цвейг
Аноним1 сентября 2020 г.Биографии, которым нельзя не сопереживать
Когда мне хочется быть уверенной в том, что чтение принесёт удовольствие, я берусь за книги Цвейга. В этом томе собрания сочинений собраны биографические очерки, объединенные автором в условные трилогии. Хочу кратко познакомить вас с каждым из них.
Мастерство Цвейга-рассказчика столь велико, что любой человек, о котором решил поведать Цвейг, становится очень важным, невозможно не сопереживать его жизненным виражам, сердце сжимается от сочувствия, понимания величия, грусти. Это непростое чтение, временами непростительно экспрессивное. Но я-то знаю, что Цвейг не встаёт в позу, когда его эмоции бьют через край. Он сам переживает метания и боль людей, о которых пишет. Он слишком чувствителен, и это открывает нам потрясающие по красоте и степени вовлечённости очерки. Но было ли это хорошо для самого Цвейга? Не знаю. Тяжело быть таким милосердным.
Первая трилогия: "Три мастера".
1. "Бальзак"
Краткая версия когда-то ударившей меня по голове огромной биографии французского писателя. Очевидно, что Цвейг был просто раздавлен работоспособностью Бальзака, поражён его тонким пониманием вещей, но особенно его удивляло то, что Бальзак был тончайшим психологом, не выходя из дома. Опыт Бальзака в реальном мире никак не мог подарить ему столь глубокое понимание людей и явлений. Только полная самоотдача вкупе с грандиозным миром воображения сделали Бальзака великим.2. "Диккенс"
Цвейг, особо не таясь, не слишком впечатлён Англией и характерами жителей этой страны. Для него, как для человека избыточных и ярких эмоций, который не только ждёт их, но и любит создавать, англичане выглядят холодными, правильными, живущими по плану. Мелочность, банальность, скупая природа, немного отмороженные люди. Но тут на небосклоне засияла звезда Диккенса: человека, который способен столь ажурно и трогательно украсить самую простую жизнь, придать ценность каждому, что его книги совершенно заслуженно любимы и по сей день. Большой гуманист Цвейг не может не отметить, до чего человечным был Диккенс, и это роднит их, таких непохожих в остальном.3. "Достоевский"
Любовь Цвейга к Достоевскому была предопределена. Контрасты, сила некоторых эпизодов, которые разгоняются до ярчайшего крещендо, чтобы взорваться прямо у читателя на глазах — методы двух писателей достаточно похожи. Но что особенно интересно? Цвейг, в противовес очень многим специалистам по Достоевскому, не верит, что великий русский писатель был верующим. Скорее Цвейг видит в нём очень страдающего человека, который пытается головой пробить путь к вере, но до конца жизни так и не может этого сделать. Те герои Достоевского, кто больше всего приблизились к богу, к христианскому состраданию — они лишь идеалы. Таким Достоевский хотел бы видеть себя, а может, всех людей. Он хотел открыть дорогу к вере для других, нечеловеческим усилием своих способностей. Но сам он так и не поверил. Какие доказательства? Иван Карамазов. Человек из подполья. Кириллов. Вчитайтесь в них ещё раз, и вы увидите подлинную трагедию Достоевского. Эссе не только о вере в творчестве Достоевского, но меня больше всего задел именно этот вопрос.Вторая трилогия: "Борьба с безумием".
1. "Гёльдерлин"
Поэт высших сфер, ткавший стихи из воздуха. Поэт, который отказался быть привязанным к земле, отринул реальность, чтобы всем своим существом вознестись к вершинам. Любовь и восхищение Цвейга здесь понятны. Но мне было очень жаль неприспособленного к жизни, инфантильного Гёльдерлина, такого хрупкого и действительно какого-то неземного. Его цветистый мир фантазий правда значил всё, а реальный мир был слишком груб и чужероден. Милостивая рука безумия коснулась Гёльдерлина таким юным, чтобы он окончательно переселился ввысь, в свои мечты.2. "Генрих фон Клейст"
Что ж, этот человек не был приспособлен к жизни по иным причинам. Натура чрезмерная, покоритель мира и отчаянный одиночка. Он отрицает любые ценности, вечный побег от себя — его спутник по жизни. Что так гонит его? Никто не в силах сказать, вспомнить. Отдаляемый всё больше, в крепости своего одиночества, он выносит каждый новый день только потому, что знает - в любом момент он может прекратить это. Каждую возлюбленную он шокирует предложением вместе умереть. Клейст добьётся своего. Тот, кто не умел жить, пусть хоть умрёт оглушительно. Странная, скорбная судьба. И Цвейг её рисует скорее как ощущение, потому что фактов так мало.3. "Фридрих Ницше"
У всех нас есть страх, от которого внутри всё холодеет. Я боюсь сойти с ума. Мне было очень тяжело читать про Ницше вновь. Я уже когда-то читала его последние письма, совершенно душераздирающе. Цвейг заставил пережить этот леденящий ужас перед смотрящей в меня бездной опять. Каким текучим и бурным было мышление Ницше, за какими призраками истины он гнался? Отрицающий богов, он отметал устаревший мир, когда сам этот мир ещё совсем не был к тому готов. Бросив всё и вся, Ницше даже не мог найти утешение в боге, которого сам убил. Безумие Ницше, совершенно демоническое, сначала открывает ему кристальную ясность мира. Но в ворохе образов, обретая долгожданную свободу, Ницше падает в пропасть, обнимая туринскую лошадь.Стефан Цвейг уделил каждому из своих героев по 100-150 страничек, но их хватало, чтобы прочувствовать целую жизнь.
12104