Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебный корабль

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним28 апреля 2012 г.

    Действие развивается неспешно и обстоятельно.

    Сюжет затягивает, как трясина – медленно, но крепко и навсегда обволакивает и погружает в другой мир. Ты забываешь о проблемах. Исчезаешь в этом мире и проявляешься в мире живых кораблей, в мире приключений и отваги, решимости и сомнений. Эскапизм чистой воды, но высшей пробы.

    Для кого-то Робин Хобб занудлива, для остальных же она мастер, Мастер, МАСТЕР своего дела. Самая сильная сторона произведений Хобб – четко прописанные герои. Они постоянно страдают, сомневаются, решаются на подвиги и совершают их. Здесь нет Злых людей и Добрых, здесь нет Светлых и Темных, нет Хороших и Плохих, потому что здесь есть только Настоящие люди, которые сочетают в себе все эти качества в разных пропорциях. Некоторые любители фэнтези предпочитают мириться с картонной сущностью персонажей, лишь бы в книге было больше стрельбы, заклинаний, тайн и приключений. Для них книга «Волшебный корабль» скучновата, а главные герои кажутся слишком нудными и нерешительными. Но это не так. Просто они Настоящие, а не картонно-приключенческие.

    «Волшебный корабль» - это «Сага о Форсайтах» в жанре фэнтези. Почти все сюжетные линии (исключая, пожалуй, клубок Змей) вертятся вокруг семейства Вестритов или же начинают вертеться в процессе развития событий. Описывать события не имеет смысла, потому что в том мире нужно жить, а не читать отзывы других. А мир красив и притягателен (при условии, что ты сознаешь, что находишься в XXI веке, в относительной безопасности). Много моря, а море красиво всегда. Сознание постоянно будоражат Дождевые Чащобы, но Р. Хобб не «раскрывает всех карт» - впереди еще две книги, йо-хо-хо! Чарующий вид открывается с моря на столицу – город Джамелия:


    Город расстилался по берегу между окутанным испарениями устьем Теплой реки и вздымающимся пиком Сатраповой горы. Великолепные особняки и величественные сады отделялись один от другого широкими поясами улиц. А по гребню позади города высились шпили и башни дворцового комплекса – резиденции сатрапа… Она сияла и переливалась под послеполуденным солнцем. Зелень, золото и белизна – словно самоцветы в драгоценной оправе. Белые шпили возносились над кронами самых высоких деревьев, а их белизна была попросту невыносимой… Шпили были опоясаны золотом, а фундаменты зданий – выложены темно-зеленым мрамором, привезенным из Сэдена.


    Красота города, наблюдаемая с моря, вкупе с рабством, насилием и социальным расслоением населения, напомнила мне Стамбул времен Османской империи:


    …везде первое, что кидается в глаза, — это возвышающиеся над красными черепичными кровлями домов... громадные купола и тонкие, как свечки, белоснежные минареты магометанских мечетей.
    …будете ли вы, поднявшись на одну из загородных высот, смотреть вниз на берега Босфора с его черно-зелено-синими водами, обрамленными дворцами, рощами стройных кипарисов и развесистых пиний, — вы преисполнитесь восхищения.
    …прежде всего вам бросается в глаза громада Стамбула, увенчанная Старым Сералем, потонувшим в садах, св. Софией, мечетями Ахмедиэ и Султанши-валиде, с башней Сераскерата в центре и бесконечной путаницей домов, утопающих в зелени. Влево будет Скутари, тоже зеленое, с красивым зданием новых казарм на вершине и чудным лесом из кипарисов, где знаменитое кладбище турок… И все это, залитое горячим солнцем, все в раме красавца Босфора и бирюзового Мраморного моря, на фоне которого лиловые горы Малой Азии и смутные силуэты Принцевых островов.


    Вообще миграция калсидийцев, постепенное притеснение местного населения и установление новых правил напоминает мне современных мигрантов, одолевающих Европу (да и нас, чего греха таить). Думаю, Р. Хобб списывала это с жизни.

    Книга историю героев не заканчивает (как и большинство трилогий Хобб). Советовать никому не буду, книга найдет вас сама, если будет нужно. А мне очень понравилось.

    Дальше описание главных героев, какими их увидел я. Там сплошные спойлеры. Пишу, прежде всего, для себя, чтобы сравнить описания после прочтения всей трилогии. Может быть и тем, кто уже читал «Волшебный корабль», будет интересно сравнить наши мнения о героях.

    Дальше...

    Альтия. Она считала, что после смерти отца живой корабль достанется ей, она готовилась стать капитаном, но судьба отвернулась от нее. Альтия даже не думала, что так может произойти. Поэтому я понимаю ее ненависть к Кайлу и семье, ее отчаяние и бегство из дома, ее попытки заработать славу моряка (чтобы таким ненадежным путем вернуть корабль). Но ее и следовало поучить уму разуму. Не знаю, что будет в следующих томах, но Альтия должна была пройти школу жизни, на мой взгляд, потому что под опекой отца она росла пусть морским, но все-таки оранжерейным цветком. Она знала толк в морском деле, но поверхностно, не до конца. Не думаю, что она стала бы хорошим капитаном без умения доводить дела до конца. Ведь все, что она делала на корабле отца, она вольна была бросить в любой момент, она просто играла в моряка.

    Брэшен. Одинокий волк. У него есть сильные стороны (хороший моряк), но есть и слабые (мягкий характер, пристрастие к дурным привычкам). Если не держать Брэшена в ежовых рукавицах, то он начнет спиваться и станет наркоманом. В душе Брэшена какая-то вечная безнадега. В целом он кажется порядочным человеком, но он не такой сильный, как старый Вестрит, поэтому всегда будет получать за свою порядочность. И страдать, так как он меланхолик.

    Кайл Хэвен. Его взгляды на ведение торговли я полностью поддерживаю. Он не знает семейных тайн Вестритов и не знает о связях с жителями Дождевых Чащоб, его не посвящают в эти дела, поэтому считать его дураком нельзя. Он не такой идеальный капитан, как старый Вестрит, но лучше Вестрита вообще не найдется капитана. Кайл, как капитан, скорее один из многих, чем самый последний мерзавец, каким его считают. Он действует согласно своему воспитанию (калсидийцы привычны к рабству), на основе имеющихся у него данных (в Дождевых Чащобах можно найти прибыль, а почему туда нельзя Вестриты не говорят ему) и он хочет процветания своей семье, как и большинство нормальных людей. А вот вся его мерзость и нехорошесть сосредоточены в отношениях к сыну Уинтроу. Этого парня он не любит, потому что тот растет «не мужиком». И отношение к сыну конечно ужасно. Даже те крохи отцовской любви, которые у него были, Кайл затоптал, наплевал на них, лишь бы на корабле не подумали, что он слабак и не может справиться с собственным сыном.

    Уинтроу. Мне нравится этот персонаж тем, что он не сдается, а вернее – не «прогибается под изменчивый мир». Я не считаю, что он поступает правильно, но мне просто нравится наблюдать за его страданиями, которые вызваны почти полным отсутствием гибкости мышления. Он нахватался каких-то священных основ, но еще или не научился хитрости настоящих святош (каких, на мой взгляд, большинство и в мире Хобб и в современности) или в силу своего характера просто не способен измениться. Из таких получаются настоящие фанатики.

    Роника. Мне она не нравится. Просто из-за того, что неправильно поступила с Альтией и в то же время не доверилась полностью Кайлу. Не дает ему карт Дождевых Чащоб, не рассказывает правды. Уж если возложила на него все надежды по спасению семейства, то помогай во всем. Возможно, я поменяю свое мнение, когда сам узнаю все тайны и пойму, что их действительно не стоило выдавать.

    Кефрия. Нравится мне в том же плане, что и Уинтроу. То есть потому, что она страдает и похожа на настоящую. Она никогда не имела собственного мнения, всегда обходились без нее, а теперь страдает от того, что от нее мало что зависит. Дела ведут или мать или Кайл. Даже Малта начала строить ее. Кефрию это очень раздражает, и мне нравится наблюдать за этими ее по-настоящему человеческими проявлениями слабости. Ведь она действительно слаба и чувствует в Малте силу, потому и бесится.

    Малта. Не понимаю тех людей, которых Малта раздражает. Что я вижу, когда читаю о Малте? Девочка переходного возраста, которая считает себя уже взрослой. Обычное дело. Она дерганая и взбалмошная сообразно возрасту. Почти все подростки-девочки такие. Все мечтают о балах и платьях, о косметике и шкатулках. И все дергаются, если их продолжают считать детьми. Бабуля и мамуля только и делают, что запрещают Малте что-либо. Я не вижу проявлений любви в их «воспитании», а только искренней любовью, по моему, можно достучаться до подростка. Бабушка только и думает о том, как бы не замараться в глазах других семейств, как бы не нарушить традиции, важности в которых ни я, ни Малта пока не видим. Малте только говорят, что это важно, но не говорят почему. Как же тут не раздражаться? А мамочка так вообще увидела в дочери соперницу и пока еще есть возможность, пытается осадить Малту. При этом больше думает в духе «как так!? Не гоже сопле зеленой иметь свое мнение, потому что я до сих пор не имею его сама».

    Совершенный. Пока не понятный персонаж. У него много тайн. Я сопереживаю ему почти вслепую, и надеюсь, что не зря.

    Проказница. Почти всю книгу происходило становление героя. Она не знала, кем себя считать, как жить, о чем думать. Уинтроу ей порядком заморочил голову своими «правильными» рассуждениями о жизни. С Альтией наверно становление героя было бы более правильным. Как и любого малыша, ее нужно было, прежде всего, любить, а знания давать только жизненно необходимые и постепенно. Детские психологические травмы могут сильно сказаться на всей жизни. И под конец книги, когда Проказница познакомилась с Кеннитом, мне показалось, что дальше Проказница начнет мне нравиться все больше. Мне будет интересно наблюдать за психологией живого корабля, который стал пиратским, особенно если она начнет принимать в пиратском деле участие.

    Кеннит. Нормальный такой мужик. Я бы тоже хотел себе живой корабль. И со старпомом ему повезло. Заботливый и олигофреничный, дело знает, а о свержении капитана вроде бы не мечтает. Не нравится мне в нем только слишком щепетильное отношение к мнению команды насчет его женщины (с которой ему тоже повезло). Я считаю это слабостью – вестись на мнение людей.

    10
    232