Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Midnight Sun

Stephenie Meyer

  • Аватар пользователя
    Аноним28 августа 2020 г.

    Мой период «стыдных бестселлеров» продолжается, хотя в данном случае я могла бы сказать «Не виноватая я, он сам пришёл». Аудиокнига просто вылезла в моей ленте ВК, и я могла бы промотать ее и забыть, но так получилось, что я как раз за пару дней до того упорно вспоминала «Сумерки», уже не помню по какому изначально поводу, может, и вовсе без него. Так или иначе, раз уж звёзды сошлись , я решила попробовать послушать. И заслушалась.

    Перво-наперво, конечно, из-за голоса чтеца: в нем просто купаться можно, как в каком-нибудь озере. Мне всегда казалось, что у Эдварда должен быть вот такой внутренний голос: тёплый, с глубокими интонациями, но при этом спокойный и ровный. Взрослый и мужской, одним словом.  При этом эмоции Эдварда от первого лица намного сильнее того, что «считывала» Белла, но Джейк Абель справился, и страсть, нежность, отчаяние, злость и печаль Эдварда с его спокойным голосом отлично сочетались и все было видно и слышно. «Перебор» был пару раз, но тут скорее закон жанра, а не плохая актерская игра. Так что как минимум одна звезда в оценке - это чтецу. Я и так уверена, что аудио версия - лучший вариант "потребления" этих книг, но в данном случае получаешь дополнительное удовольствие.

    Однако и книга оказалась намного лучше ожидаемого. Меня в «Сумерках» всегда интересовала не столько любовная линия, которая, к тому же, рассказана не из самой интересной точки, сколько семья Калленов. В последнем сезоне «Книжного базара» Галина и Настя как раз обсуждали тему того, что можно назвать семьей, и сошлись на мнении, что семья - это просто люди, которые живут как семья и считают себя таковыми, и кровные узы тут не важны - только личный выбор. И Каллены в этом плане прекрасный пример. А с учётом того, у каждого из них своя история, и что повествование ведётся  от лица героя, который умеет читать мысли окружающих, то книга получилась как бы рассказанной с нескольких точек, и эта полифония сделала её намного более объемной. К тому же, в силу своей природы, Эдвард очень быстро думает, и там, где в истории Беллы между репликами была пара строк, у Эдварда выходит абзац, а вместо «её» абзаца - три. Плюс у этому, у него сложная цепочка воспоминаний, мыслей и ассоциаций, так что в книге очень много интересных деталей: есть воспоминания о Карлайле и их жизни с Эдвардом только вдвоём, есть воспоминания о том периоде, когда Эдвард ушёл из дома, о любви Эсми и Карлайла (очень мало, буквально штрихом), о том, как их нашла Элис... больше раскрылись отношения внутри семьи, близость Эдварда и Элис ("два фрика в семье фриков") и его кайф от того, что у него такой брат, как Эммет. И, разумеется, практически все события первой книги «Сумерек» подаются с совершенно другой оптикой, и все герои, до которых «дотягивается« Эдвард, «обрастают» кучей деталей и нюансов и воспринимаются по-другому: например, Чарли.

    Моим главным открытием стал Джаспер. С точки зрения Беллы он был самым незаметным, а вот Эдвард привнес в его образ очень многое, и его роль заметно расширилась, пусть даже «книжного времени» у него по-прежнему маловато. Стала более глубоко видна природа его дара, его чуткость и эмпатия, а также раскрылся весь тот опыт, который он получил на войне и который сформировал его характер: то, как он, выкладываясь до предела, прикрывал при встрече с вампирами Беллу, свою семью и Элис, практически сумев в одиночку сделать то, что они задумали, как железной рукой (в обоих смыслах) удерживал Эдварда от паники при погоне. Была ещё пара эпизодов, которые меня тронули: когда Джаспер не хотел выходить из комнаты, где Эдвард и Белла были вдвоём (у Беллы в книге это вообще никак не отражено, она приняла его медлительность за простую вежливость), и когда он, стоя с ней в пустой гостиной Калленов перед ее побегом и их охотой на Джеймса, сказал Белле “You worth it”.
    Последняя фраза была и в книге у Беллы: к этому моменту бесконечные мысленные вопросы Эдварда «О чем же она думает?» меня тоже заразили, и я, начиная со судьбоносной игры в бейсбол, слушала обе книги параллельно. К тому же потом их линии разошлись, и у каждого была своя история и свое восприятие.

    Если же говорить об Эдварде, то, несмотря на главную для меня нестыковку в том, что он вообще влюбился в Беллу, а не в кого-то постарше, то его образ тоже заметно «повзрослел», его эмоции стали более зрелыми и сложно переплетенными. Все те бесконечные «А почему они не сделали вот так?», «Чего они не пошли туда?», которые задаёшь себе, читая оригинальную сагу, здесь отпали, потому что стало очевидно, насколько все зависит от запутанных и постоянно меняющихся видений Элис, о которых Белла не имела понятия, но которыми руководствовался Эдвард в своих поступках, стремясь защитить и ее, и семью. Даже страдания Эдварда по поводу его «монструозности» стали более оправданными и не выглядели как просто незрелая истерика. Мне особенно понравилась концовка, - думаю, причина в том, что Мейер писала ее уже много позже, с другим опытом, - решения Эдварда в больнице, его молитва, боль и печаль сделали его образ близким, скорее, Карлайлу.

    Так что в итоге мне стало очень жаль, что Мейер не напишет и остальных книг от его лица. Думаю, если бы эта сага в своей нише существовала вот в таких параллельных повествованиях, это бы её очень улучшило: получилось бы нечто уникальное по задумке и очень полезное по «месседжу»: о том, как мало мы знаем, видим и понимаем с нашей точки, а не изнутри, и о том, как нужно иногда просто говорить друг с другом. Ну и о том, как вредно много думать :)

    29
    1,5K