Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним26 августа 2020 г.Сухая сказка для уставших взрослых.
Иногда, после прочтения очередной книги я чувствую, что мое сознание находится на грани экзистенциального кризиса. Каким образом люди восторгаются определенными произведениями, что они в них видят? Мне хочется организовать выборку и провести опрос, по кусочкам выжимая объективные аргументы за и против. Иными словами, это произведение мне не понравилось. Разберемся более детально.
Ричард, типичный «твидовый пиджак» из Сити. Жизнь нашего героя скучна и обыденна, но ровно до того момента, когда он решит проявить благородство. Он попадает из мира комфорта, в серый, но сказочный мир. И сразу же с ним начинает происходить сумбур. Причем персонаж настолько плоский и ненужный, что от его отсутствия книга ничего бы не потеряла. Сюжета мы не будем касаться, так как он сверхтипичен: поиск ответов, месть, погони и предательства. Все это настолько типично, что существует в любом фэнтезийном сюжете. Но вопрос в другом: КАК это происходит.
Этот мир попросту не работает без детальных объяснений. Мир, в который проваливаются люди, выпавшие из жизни. Мир, который сосуществует с нашей реальностью. И тут же появляется масса вопросов: что это? Варп, чистилище, параллельная реальность? Почему они живут в канализации, если обычные люди их не замечают? Почему они питаются крысами и птицами, если могут украсть все что угодно? Какой их реальный срок жизни? Да и как в этой солянке все функционирует? Автору элементарно лень это объяснять.
Претензии есть и к средствам изложения. Язык сух и однообразен, что отмечают, как в разных переводах, так и в оригинале. Бессмысленные диалоги напоминают, что перед нами, прежде всего сценарий к сериалу, а не полноценный роман. Постоянно присутствуют и вставки песен, которые должны поддерживать атмосферу. Но это не мемуары рокера, а фэнтези. Показывать экспозицию и погружать в атмосферу нужно без внешних костылей.
А давайте уйдем в конспирологию? Все равно, это лучше, чем найти зерна проработанности в сюжете. Нижний Лондон - метафора и фантазия людей, которые выпали из жизни. Это бездомные, алкоголики и наркоманы, которые погрузились в собственный мир грез. Им не нашлось места на поверхности, но тут они вольны отыгрывать любые роли. Они находят способ сбежать от реальности, и мы видим их лишь в те моменты, когда они просят милостыню или играют в переходе. Подобное мы видели у Филипа Дика и у ряда других писателей. Иными словами, Нижний Лондон, это совокупный образ жизни. Это либо поиск свободы, либо способ отречься от обыденности через цензурированные методы. Но уйдя от реальности, есть риск потерять себя окончательно. К сожалению, возможность данного твиста исчезает после двенадцатой главы.
Но довольно теорий, подведем итог. Перед нами сценарий к сериалу, который превратился в интерактивный путеводитель по Лондону в сознании Геймана. Плоский сюжет, бессмысленные персонажи и непроработанный мир, нужны лишь, для того чтобы показать достопримечательности, которые приятны писателю. Задверье, это не Зазеркалье, как бы писателю не хотелось…
15834