Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    NataliP25 августа 2020 г.

    У автора слов много, а у читателя нет совсем

    Прочитав "Ночь с Лиссабоне", я поняла, за что ругают Ремарка, а если не ругают, то иронизируют. Может быть, слишком давно я читала "Триумфальную арку", сейчас она бы мне так не понравилась, как тогда. Не буду гадать. Но в отношении "Ночи" подобрать других сравнений, кроме как "избыточно почти до безвкусицы", увы, не могу.

    Даже в самые тяжёлые моменты герои напропалую фальшивят. Пробираться к смыслу сказанного ими приходится сквозь многослойные метафоры, такие, как бесконечные дали, иллюзии вечности, пески грёз, привет золотого бытия, мое "я", стертое любовью - а значит, зачастую не приходится вовсе. Что конкретного можно вынести из таких оборотов? И ведь они вышли из-под пера 70-летнего писателя, который на свои гонорары давно скупал оригиналы Моне и Ренуара!

    Уход в красивости элементарно мешал понять, что происходит? Я будто вижу, как Ремарк говорит "сюжет я вытяну, все будет, как надо, а сейчас украшать, украшать, шоб сверкало всё"


    К нежности примешивалась печаль, которая еще обостряла нежность; казалось, мы лежали, прильнув к потусторонности, слишком далеко, чтобы когда-нибудь возвратиться или куда-нибудь добраться, все было - только полет, близость и отчаяние, да-да, именно отчаяние, беззвучно, потустороннее отчаяние, в которое капали наши счастливые слезы, невыплаканные тёмные слезы знания, которому ведома бренность, но уже неведомы прибытие и возвращение.

    Нагромождение общих слов, у которых множество значений. Нет ощущения момента. Это цитата из перевода Н. Федоровой. Я сравнила с переводом Ю. Плашевского, менее "ламповым", более сухим - там это звучит еще хуже.

    Когда же герои педантично перечисляют, что они съели и что выпили, мне видятся проглядыващие швы текста: здесь возвысить, там минимизировать и заземлить. Надо сказать, не худшее решение на фоне нескончаемого авторского многословия и обрывочных, также улетающих в фантазии, диалогов.

    А сюжет в романе действительно крепкий. Я запомню его, что случается не с каждой, даже очень хорошей, книгой. В основе, конечно же, сильнейший синтементальный порыв: главный герой отдаёт билеты на пароход до Америки прохожему просто за то, чтобы тот его выслушал. Тёплое плечо и неравнодушие - что может цениться на войне больше? И ведь не поспоришь, как говорится.

    13
    1,1K