Рецензия на книгу
Сокровища животного мира
Айвен Сандерсон
Аноним20 августа 2020 г.Книгу Айвена Сандерсон, британского зоолога-натуралиста и впоследствии гражданина США, «Сокровища животного мира» я читала долго и даже с каким-то усилием. Книга заявлена как детская, но мне особо детской совсем не показалась. Возможно, дело в том, что автор писал свои заметки не в наше время, а примерно в 20х или 30х годах ХХ века, а сама книга впервые увидела свет в 1966 году в Нью-Йорке. Наверно, в те годы взгляд на детскую литературу был немного иным, а также по другому смотрели на охрану окружающей среды и защиту животных.
Меня больше всего смутило именно это малопонятное стремление автора отловить каждое редкое животное, убить, а трупик, чучело или даже скелет зверя отправить в какой-то из многочисленных британских музеев. В наше время, не сомневаюсь, научные исследования велись бы больше в естественной среде обитания. Ученые стремились бы не убить зверя, сохранив в спирту его бренные останки, а провести наблюдения, как зверь живет, при этом стараясь максимально не навредить его популяции.
Меня настиг вопрос: А как же Красная Книга? Неужели автор убивал зверушек, которые находятся в списках редких или даже под угрозой исчезновения? Да не делал Айвен Сандерсон ничего такого, потому что самого понятия Красной Книги тогда не существовало, а появилась она лишь в 1963 году как Красная Книга Международного Союза Охраны Природы.
Тогда меня замучал другой вопрос, а неужели дети и подростки тех лет, юные читатели книги, не понимали, что животных убивать — это плохо? Сам автор пишет, что в те времена детей, похоже, воспитывали немного по-другому. Сандерсон вспоминает, что в детстве они ловили в канавах головастиков, держали их в больших банках с мутной водой, наблюдали за их жизнью в неволе, а потом те просто погибали. И никто из взрослых не говорил детям, что таскать животных из дикой природы не всегда хорошо, и тем более никто не говорил, что зверушек надо выпустить обратно. Моральные нормы это очень растяжимое понятие, и что нам кажется очевидным сейчас, могло быть совсем не понятным людям, жившим сто лет назад. Я своих детей учу, что животных убивать, бить и обижать крайне нежелательно, мы скорее за них всех ответственны. И сама чувствую, что употребление мяса в пищу в современном мире при наличии другой еды — это некая грань нормы. Но сто лет назад это было совсем не очевидно, настолько другой была общественная мораль.
Мы загнали колья в землю позади норы и начали постепенно отбрасывать землю, а я загородил выход мешком из сетки. Когда паук увидел, что игра проиграна, он бросился в сеть. Мы поразились, заметив на его теле сплошной покрой из маленьких его подобий, размером с небольшую монету. Младенцы покрывали мать толстым слоем, а несколько штук выскочило следом за ней. Может быть, этим и объяснялась свирепость ее нападения.
Когда это ужасное существо было утоплено в спирту, я собрал все силы и заставил себя осмотреть его. Только убедившись, что тварь несомненно мертва, я выложил ее на эмалированный кювет, используемый нами при вскрытии и иной обработке мертвых животных.Также даже мне самой было тяжело читать, как зоологи сжигали огромные тропические деревья, целые экосистемы, каждая из которых уникальна, чтобы выкурить из дерева разных живых существ, поймать, а потом вероятно убить. Точнее, не сжигали, а выкуривали дымом, но внутри дерево часто было настолько полым, что подобное варварское отношение приводило не только к гибели животных, но и в сгоранию самого гигантского дерева, то есть погибала экосистема, можно сказать целый мир.
Трудно было читать, как ловили летучих мышей. Почему-то летучие мыши мне кажутся особо загадочными и неземными созданиями, мне дико, как можно вообще их хотеть ловить и убивать. Было неприятно читать, что ученые того времени не знали, что ориентация летучих мышей в пространстве связана не с их глазами. Автор книги описывает, что они заклеивали мышкам глазки, что особо не влияло на их ориентацию, но вот заклеивание левого или правого уха вело к значительным нарушениям в движении животных. Сейчас даже ребенок знает, что летучая мышь ориентируется с помощью эхолокации, то есть мыши издают сигналы на ультразвуковой частоте, которые отражаются от предметов, когда натыкаются на них и возвращаются к мыши.
Ещё меня поразило, что одной из целей экспедиции было нахождение и доставка в британские музей леопардов или частей их тел. Понятно же, что вряд ли имелась ввиду цель привезти в Британию живых леопардов. Сандерcон ещё много пишет, почему леопарды редки и одна из причин этого то, что местные жители тоже на них охотятся, потому что их религиозные верования связаны с джу-джу, это некие священные предметы, которые производятся в тм числе и из частей тела лопардов. То есть зоолог того времени понимает, что зверь и так редок и хочет получить этого зверя ещё и себе.
Сами истории о животных мне тоже мало что открыли. Я так понимаю, Айвен Сандерсон и его экспедиция изучали животный мир Западной Африки на территории нынешнего Камеруна. Я практически ничего не знаю о флоре и фауне тех мест, и мне бы больше помог каталог с картинками, чем латинские названия местной фауны и не самые четкие описания. Считать эту книгу особо приключенческой у меня тоже особо не получается, поэтому прочитала лишь потому, что выдали в рамках игры Долгая Прогулка.
7194