Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Täiesti tavaline perekond

Маттиас Эдвардссон

  • Аватар пользователя
    Аноним19 августа 2020 г.

    Защищая Стеллу


    «Меня всегда раздражали люди, в которых все идеально. За всем этим безупречным фасадом должна скрываться какая-то дрянь»

    Очередной роман, поднимающий избитую, но в то же время актуальную тематику о том, как далеко могут зайти родители, дабы спасти своего ребенка. Несмотря на то, что я прочла данное произведение залпом, для меня оно оказалось в разы слабее «Защищая Джейкоба». Ситуация, описанная в «Почти нормальной семье», не произвела на меня неизгладимого впечатления, поведение героев и финал не шокировали, история не заставила меня поразмышлять о чем-то важном. Этот роман я не отнесла бы к разряду вдумчивой литературы, где каждую деталь хочется смаковать, происходящие события рассматривать под разными углами, а поведение родителей и ребенка анализировать. История не цепляет так сильно, как хотелось бы, не берет за живое, заставляя переживать за героев. Несмотря на то что книга быстро читается, она так же быстро забывается. Автор пытается задать читателю важные вопросы про смягчающие обстоятельства при убийстве, про ценность каждого человека, религию, однако совсем не возникает желания отвечать на них. Я просто плыла по течению.

    Роман поделен на три части, события показаны глазами отца, дочери и матери. Герои на протяжении всей истории сильно раздражали, ни один из них не вызвал симпатии, сочувствия, понимания. Но помимо этого они показались двухмерными, слишком стереотипными, да и просто невыразительными личностями, за действиями которых было не особо интересно наблюдать, на мой взгляд, они сами себе усложняли жизнь. Адам - отец семейства, священнослужитель, описывается как тиран, пытающийся во всем контролировать свою дочь. И если честно, я не увидела в его словах или поступках диктаторских наклонностей. Да, порой его заносило, но поверьте, если ваша дочь начнет с двенадцати лет пить, курить травку, гулять допоздна, вести себя крайне неадекватно и агрессивно вы тоже начнёте сходить с ума. После того как его дочь Стеллу задерживают в качестве главной подозреваемой в убийстве, Адам превращается в настоящего невротика, чьи поступки были крайне импульсивными. Не могу полностью оправдать его поведение, конечно, было что-то удушающее в том, что он не мог разглядеть в Стелле взрослого человека, в его глазах она была маленькой девочкой, но это было не настолько смертельно, чтобы ненавидеть его. Часть, рассказанная со стороны отца, мне показалась самой увлекательной и динамичной. Стелла – эдакий скучающий избалованный подросток, который в свои четырнадцать/девятнадцать лет познал жизнь, на все смотрит цинично и свысока и считает свою точку зрения самой верной. Её достало, что ничего никогда не происходит, и в итоге она находит приключения на свою пятую точку. Все вокруг Стеллы идиоты, одна она в белом пальто стоит. Что такое свобода? По мнению Стеллы - это вседозволенность, когда ты, будучи сопляком за которого несут ответственность родители, имеешь право послать их нафиг и делать все, что душе захочется, а они при этом не должны лезть в твои дела, а во всем обязаны поддерживать, должны на ходу считывать твои желания. Ни в коем случае ее нельзя загонять в рамки, учить чему-то, указать на то, что где-то она была неправа, это все воспринимается в штыки. Ведь она Стелла. Она во всех проблемах винила окружающих, а не свой бешеный темперамент и нежелание понимать других людей. Идеальная жизнь для нее выглядит так – напиваться в хлам и тусить, все остальное ей кажется дико скучным. Стелле трудно сопереживать, я не понимала ее, частенько ее придирки были необоснованными. Что самое интересное, Стелла в разные годы своей жизни ведет себя абсолютно одинаково, она будто застряла в каком-то образе, придуманном автором, она как персонаж совсем не развивается. Мне кажется, если бы автор сделал акцент на психическое расстройство героини, то ее было бы легче понять, а так она бунтует на пустом месте, дабы позлить родителей. Только одно событие вызвало жалость по отношению к ней. В основном же она была эгоистичным, грубым, злобным подростком. Ульрика – ее линия показалась мне лишней, а самое главное нелогичной, я так и до конца не смогла понять ее мотивов. Мне было утомительно читать в очередной раз обо всех событиях, рассказанных ранее, но теперь глазами матери, о которой мне толком нечего сказать, кроме того, что она любила работу больше дочери, а еще в глубине души мечтала, чтобы лучшая подруга Стеллы, Амина, оказалась ее ребенком. Она отсутствует в жизни Стеллы физически и эмоционально, хотя иногда в их отношениях были светлые периоды. Ну, и всё.

    Однако мне пришлась по душе идея автора сделать так, чтобы в рассказе каждого персонажа были несостыковки, это доказывает насколько ненадежен каждый рассказчик, читатель до конца не знает какие детали верны, где истина. Но минус для меня состоит в том, что рассказ велся от первого лица, выглядело это странно, особенно когда очередь дошла до Стеллы, отчего интрига и нагнетание атмосферы казались неправдоподобными, ведь она знает всё, зачем тянуть кота за хвост, ее внутренние диалоги, когда она начинает юлить, не признается в произошедшем даже себе выглядят глупо.

    Мне кажется, финал можно было бы разыграть лучше, разбавить сюжет «вот это поворотами», чем-то, что оставило бы читателя с раскрытым ртом, например, поглубже раскрыть характер Амины, сделать ее темной лошадкой, а так все выглядело слишком предсказуемо, банально, а самое главное неестественно и сказочно. Не хватило взрыва. Повествование медлительное, местами нудное, хотя декорации постоянно сменяются, все время что-то происходит. Данный роман не назовешь захватывающим триллером, увлекательным детективом, заставляющим серые клеточки работать упорнее, и это даже не качественная серьезная семейная драма. Судебные разбирательства, о которых я люблю читать, также не спасли ситуацию, они были вялыми, без искры, шведская судебная система вызывает недоумение. Это просто обычный рассказ об одном инциденте, показанный с трех разных точек зрения, где автор в основном фокусируется на чувствах персонажей, которые пережевывают одни и те же события, рефлексируют и постоянно ноют. Ничего волнующего для себя я не обнаружила, история меня не загипнотизировала, но все равно чтение в целом получилось приятным, были отличные моменты в романе, например, главная сюжетная линия, связанная с Крисом, Стеллой и Аминой, вот за это могу поставить пятерку, в остальном же слабовато. О чем история, какой посыл вкладывал автор в свою работу, до кого хотел достучаться - всё это осталось для меня загадкой…

    92
    1,9K