Рецензия на книгу
Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже
Карина Добротворская
Аноним18 августа 2020 г.«ТОЛЬКО НЕ НАДО МНЕ КРУТИТЬ ВОЛА!»
Восклицание про вола – цитата из фильма «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В семье Карины и Сергея Добротворских в ходу были нелепые киноцитаты, которыми они раскрашивали свою жизнь. Так обычно заведено у киноманов. Но обо всём по порядку.
Карина Добротворская – успешная современная женщина, топ-медиаменеджер, которая ведает выпуском журнального глянца в России и Восточной Европе. Имеет квартиру с видом на Эйфелеву башню, дом в Черногории и всё к этому набору причитающееся. Образец эстетики достатка – многие хотят, но получают единицы.
В 2014 году Карина написала книгу «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже» - очень смелые воспоминания о своей жизни в Питере, где она, Карина Закс, будучи студенткой-театроведом ЛГИТМиКа познакомилась с кинокритиком и преподавателем Сергеем Добротворским. У них была сумасшедшая любовь, счастливая семья, но потом что-то пошло не туда. Карина уехала в Москву к успешному, состоятельному человеку за другой жизнью, а Сергей вскоре после её отъезда умер от передозировки. Всё это уместилось в те самые 90-е, которые, казалось бы, ещё вчера, но уже из совсем другой жизни.
Есть у меня предположение, что книга эта выросла из плодов психотерапевтической практики. Возможно, это была самотерапия. Но приём – написать письмо себе будущему, себе из прошлого или другому, с кем уже нельзя поговорить – приём популярный. Недосказанность – это то, что держит и не даёт дальше жить. Надо завершить гештальт, развязать узел, разъединиться и отпустить на волю. Ни один груз невозможно носить вечно.
У любой яркой жизни всегда найдутся зрители. Они разнесут увиденное с предпоследнего ряда по всему миру. «Как всё было…». Существует общее понимание этой истории: было всё хорошо, но в Карине проснулся некто, кто изменил чистому питерскому искусству с московским успехом, искусство не выдержало, и сгорело на героиновом огне.
В своих воспоминаниях Добротворская не переписывает историю, не оправдывается, но наполняет общее понимание глубиной. Она снова и снова переживает спектр чувств от счастья до горя. Создавая глубину, она идёт в неё, ставит перед самой собой самые личные, интимные вопросы. Что было с нами, если бы тогда….?
(Немного доморощенной псевдо-теории). В математическом смысле отношение – это формула, где в числителе и знаменателе он и она, а в ответе ok или не ok. Этот ok у всех разный, может быть равен единице, но может быть больше или меньше. Если при каком-то раскладе было ok, то при изменении любой части формулы равновесие нарушается. Люди меняются, а отношения за ними не успевают и начинают стремиться к нулю.
Письма на каком-то этапе превращаются в сложную разветвлённую историю. У Карины был Сергей – любовь из прошлой жизни, у Карины есть муж, с которым уже нет жизни и у неё есть любовник, который претендует на будущую жизнь. Проясняя с каждым письмом свои отношения с любовью из прошлого, она понимает больше про свою будущую жизнь. Сравнивая своих мужчин, она уточняет в этом сравнении себя. Она счищает наросты на жизни слой за слоем. Что-то проговаривает, и оно отпадает. Под этими слоями она находит ту часть себя, которая была от неё скрыта. Эксперимент с письмами работает.
Одно из сильнейших впечатлений от книги – личность Сергея Добротворского. Я потом подчитал в интернетах. Это была звезда из питерской богемы 90-х. Его считали лучшим кинокритиком своего времени (питерские так точно). Его шуточкам я ржал в голос! Очень остроумный, очень артистичный! Фанатик кино, выстраивающий культурологические концепции из любого киноматериала (умница и интеллектуал!). Но при этом очень сложный и очень ранимый. Его фраза, обращенная к жене «Мне не нужна твоя правда, мне нужна твоя вера.» говорит всё сама. При этом его влияние на неё было огромным. Сергей взрастил личность Карины, не делая для этого ничего специально. Он её просто любил и давал ей всё, что мог дать. Рост, однако, штука сложная. Люди с потенциалом, почувствовав свой рост, дальше могут расти, как им вздумается. Так и Карина - её рост пошёл от Сергея Добротворского. И это нормальный ход вещей.
Все личные истории погружены в раствор времени и места. Могли бы жить такие люди, такая семья где-то ещё, кроме Питера 90-х? Их связь была нерушима. Токи текли в оба направления. Да они сами и были тем городом и тем временем (кто-то там и остался, а кто-то пошёл дальше). В бытовом сознании тот Питер – бандитский, но вообще-то на Ленфильме работали Герман-старший и Балабанов, супер-театром становится театр Льва Додина, супергруппой становится ДДТ (и это я взял с поверхности). В книге Добротворской Питер киношно-театрально-искусствоведческий: создание журнала «Сеанс», выступления Поп-механики, кинопоказы в «Спартаке» и «Доме кино». Аркус, Трофименков, Москвина, Брашинский, Пежемский… это всё друзья Карины и Сергея – сегодня это заслуженные деятели культурного процесса. Эта книга приоткрывает дверь в ту жизнь. Свидетельства очевидцев – важные документы эпохи.
На днях пришла новость, что экранизацию книги представят на сентябрьском Кинотавре. Чиповская-Исакова в роли Карины, Горчилин в роли Сергея. Хорошие актёры! Вспоминается фильм «Лето». Вслед за 80-ми в Питер приходят 90-е. Однако, по неплохому фильму «Лето» совсем мало что понятно про феномен питерского рока (с таким же успехом о творчестве Майка Науменко можно судить по песне «Я люблю буги-вуги» в исполнении группы «Секрет»). Фильм по книге – это хорошо. Книга достойна экранизации, там есть кино. Но и помимо кино, там много чего есть, честное слово. Поэтому рекомендую прочесть именно книгу, а потом свериться с кинематографом.
193,1K