Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2020 г.

    Если ты не идёшь к океану - океан придёт к тебе

    Со старого кладбища из предыдущей повести Нил Гейман переносит нас к заросшему пруду. И это снова не просто пруд, а необъятной океан жизненной мудрости. Нашему герою за 40, он здесь проездом, но память настойчиво ведёт его на скамью за покосившимся сараем, рядом со старым домом, что стоит в тупике, в самом конце дороги.


    И вот ему снова 7. На недавний его день рождения никто не пришёл, мама неожиданно уехала, отец ведёт себя странно, сестра недовольна, а домом завладела дьявольски прекрасная няня. Перепуганный этим фактом и подозревая няню в связи с нечистью, он приходит в гости к семейству Хэмпсток, где всегда пахнет свежим хлебом и восковой натиркой для дерева. Бесстрашная Лэтти Хэмпсток поможет ему спасти себя и близких, научит видеть в ведре с водой целый океан



    Досконально детализировать в голове такую обманчиво миниатюрную книгу не представляется лично для меня возможным, хоть садись опять и с карандашиком перечитывай. Начинаясь лакированным фаулзовским стилем, она переходит в диккенсовские истории о девочке, воспитанной ведьмами, откуда стремительно сворачивает к кинговскому бытовому ужасу, после чего милосердно извергается фантазиями в духе Брэдбери и Кэролла. И если поначалу Гейман снисходителен к запасам читательского воображения, то чем дальше - просто сшибает с ног. Здесь тот случай, когда в плотном, по горлышко наполненном деталями, сказочном мире важно не пропустить аллюзии и писательскую мораль, уловить и два, и три пласта повествования.


    Гейман мастерски жонглирует самым эфемерным человеческим даром - памятью. Картинки былого то ярки и реальны, то снова погружаются под толщу воды. Именно вода олицетворяет и всезнание, и всемогущество. Сквозь ее недра мир видится герою подкупающе понятным и насквозь познанным. Но нужно выплыть из воды, немотря на спокойствие внизу и опасность смерти наверху. Негоже человеку жить в мире без загадок и вопросов.


    Оставаясь где-то на грани детской и взрослой литературы, автор работает с темой страхов. "Алиса в стране чудес" не самая милая книжица, про Кинга и говорить не приходится. Но страхи и открытия неотделимы друг от друга. Повзрослев, мы многое забываем и что-то неимоверно ценное утрачиваем. Именно таким предстаёт перед нами уже зрелый герой - лишённым иллюзий и продолжающим просто жить. Как все мы.


    Дети, как я уже говорил, идут обходными путями и тайными тропами, а взрослым нужна накатанная дорога и протоптанный путь


    Но Нил Гейман настойчиво просит нас останавливаться, вспоминать и не думать, что все дается взрослением и пóтом, а детство с его фантазиями были и прошли. Вся книга соткана из мерцающих обрывков памяти: то, что герою и читателю казалось реальным минуту назад, оказалось не более чем миражом, а может, тем самым, чертовски важным, воспоминанием...

    "У разных людей воспоминания разные, не найдётся и двух человек, которые хоть что-то помнят одинаково, пусть даже и видели это собственными глазами. Вот вы стоите рядом, а вполне может быть, мы бесконечно далеки друг от друга и от самой истины"

    19
    915