Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Аноним10 августа 2020 г.Спойлеры!
Сколько пафоса, сколько патетики, а ради чего? Драматической сказочки про глупую девочку, которая и при жизни ошибок наделала, и после смерти ей вертит, кто как хочет? Не понимаю, откуда вокруг этой книги столько шума. В ней даже ничего не цепляет толком. Ни красивого языка, ни цепляющего или хотя бы сколько-нибудь интересного мира. Интриги прямые, как палка, злодеи считываются практически сразу же, главная героиня – дура, главный герой вот малость порадовал, в конце эпично хлопнув ушами – впрочем, это было вполне очевидно, я ошиблась разве что с его очередностью на трон. Чего все стонут от удовольствия-то? Средненький янг-эдалт, от силы на четверочку с минусом.
Пафоса и драматизма в книге больше, чем сюжета. Главная героиня прекрасна, опасна, загадочна, таинственна – и глупа при этом, как пробка. Впрочем, глупость как раз можно списать на возраст – ей от всего-то девятнадцать лет, но я склонна списывать это на то, что она мертвая и сердце у нее практически до конца книги не функционирует, а значит, мозг кровью не снабжается. Самое логичное объяснение для посмертия, не объясняет только глупостей, сотворимых ей при жизни – только дура пойдет мстить за смерть сестры вот так тупо, в лоб, без плана, информации и вообще хоть каких-либо мыслей. И ладно бы сама угробилась, но она и всех остальных Мар с собой увела (что тоже заставляет сомневаться в их профессионализме, взрослости и уме как минимум), и все они полегли – по сути, по вине как раз Агаты. Которая мало того, что бросилась в пекло, ни в чем не разобравшись, так еще и громогласно объявила всем, что пришла резать короля – прям перед отрядом королевской стражи, на крыльце дворца. Ну да, ну да, умный ход, молодец, девочка. Упырей резать может ты и научилась (тоже сомнительно, приемы боя описаны так, что хочется иногда рыдать, но не будем об этом, книга не про это), но малейшей стратегии – нет. Второе место за глупейшую смерть в моем личном рейтинге идиотских смертей. Первое, к слову – незабвенный Нед Старк, которого слили еще более эпично, так что Агате есть, чем гордиться.
Вообще вся структура Мар нелогична чуть более, чем полностью. Во-первых, их всего семь человек – серьезно, всего семь супердев-ведьмаков способны спокойно контролировать поголовье нежити в мире? Крайне сомнительно, тем более, что мрут они, судя по всему, как мухи, а новая Мара появляется в десять лет – то есть, на колу мочало, начинай обучение сначала, пока ей не исполнится шестнадцать, а до того справляйтесь вшестером, как хотите. А если не дай боги померло сразу несколько Мар, как быть? Страна ж погрязнет в нежити. Даже если учесть Мороков, все равно глупо – от силы выходит двадцать человек, а то и меньше, даже если не на весь мир, то на несколько стран. Серьезно? Даже не смешно.
Во-вторых, сказано, что Мары – посвященные богини Мораны, а больше про религию в мире вы ничего не услышите никогда. И она больше в книге упоминаться не будет. Есть ли другие боги, кроме Мораны, действует ли полный славянский пантеон или только одной Моране так свезло? Какова официальная религия государств, кому молится простой народ? Почему Морана, если она реально есть и Мары реально жрицы, не отомстила за смерть своих избранных? Не, оно понятно – умерли они настолько тупо, что богиня наверняка сидела в глубоком фэйспалме и решила, что нунафиг, эти идиотки никакого ко мне отношения не имеют – оно и правильно, но все же, если подумать, почему?Задумывается ли об этом Мара, когда ее поднимают? Не-е, конечно, нет, о чем речь. Зачем ей думать о таких вопросах, зачем вообще оценивать то, что произошло, переосмысливать что-то, сопоставлять факты, узнавать, что произошло с момента ее смерти, пока она валялась в могиле? Двести лет прошло – не мухи покакали! – а она все так же горит жаждой мести за убиенную сестру. Ладно, она не помнит этих двухсот лет, но блин, кому ты мстить-то собралась, злая девочка? Тот, кто убил твою сестру по твоим словам, давно в могиле уже. Остальные вообще к этому никакого отношения не имеют. Более того, подумать логически Агата тоже не хочет (ну, про мозг и кровь помним, да?) – перед смертью она слышала, как принц клялся и божился, что никого не трогал. До соседней страны скакать пять дней от убежища Мар, а сестрица ее с принцем встречалась вот прям в лесу. Он что, спецом к ней на свидания в лес чужой страны бегал? Серьезно? Принцем назваться может любой свинопас, а дура-девка и не подумает проверить его слова, поскольку у нее, по ходу, болезнь всех Мар. Они редко думают. Ну влюбленная пигалица ладно, но старшая-то ее сестра подумать может?! Нет. Агата думать во время жизни не хочет, потом не может.
Она может красиво петь, наряжаться в красивые платьишки, ходить и стоять с лицом лица, пафосно превозмогать боль, тупить и моргать глазами, размышлять о смерти, жизни и тщете всего сущего, танцевать на балу, влюбляться с полувзгляда, кокетничать, дерзить – но думать – не-е-е.
Принц, похоже, искал ее могилу не потому, что был в нее влюблен или она особенная – нет, она просто самая тупая из всех Мар. Очень удобно. Товарищ Даниил мало того, что сочиться сиропом из всех щелей с первого появления настолько, что сразу становится понятно, кто тут главный гад, но еще и некрофил. Клинья к Агате подбивает тоже с первого появления, когда она еще была была свежеподнятая, синенького цвета, с белесыми глазами – ах, красота! Ладно клинья, но он же еще и целует ее, и соблазняет, гад этакий, и страстно желает ея горя… холодного тела. Принцу плевать, что она мертвая – ну извращенец, понятно. Мертвая, живая, с мертвой даже ему интересней – нравится, не нравится – спи, моя красавица. Кошмарище. И всем вокруг, главное, норм, что принц пытается соблазнить ходячий труп. Отличное королевство, у меня слов нет.
В основном действие зациклено на том, что Агату постоянно переодевают. В одно платье, в другое, с декольте, без декольте, с кружавчиками и без кружавчиков, с рубинчиками и без рубинчиков. Не платье, так кафтан, обязательно бордовый, не кафтан, так строгая рубашка – с ума сойти, нам же так важно знать, как одета героиня, это же ТАК. ВАЖНО. Одежда сыграла свою роль ровно один раз – когда у Агаты уже ожило сердце, кровь пошла в мозг и она попыталась было его использовать, чтобы что-то выяснить (безуспешно). Я поражалась этой девушке – у нее был свободный доступ в королевскую библиотеку, к книгам-документам, подобных, полагаю, нет нигде больше в королевстве, и что она делает? Бесцельно таращится на красивые корешки большую часть времени. Пытается выяснить хоть что-то только после того, как сердце заработало, но уже-то поздно.
Пару раз за книгу нам показывают, как Агата убивает упырей, еще один раз – как она красиво поет, оживляя отравленного принца. Как при таких способностях Мар до сих пор не переловили короли и не заперли у себя в подвалах – неясно, вероятно, боялись и пытались с ними договориться. Зря, силой было бы проще, как оказалось, они вообще не сверхлюди, да еще и скорбны умом в большинстве своем. Обмануть – раз плюнуть, королевские интриганы бы просто на них озолотились. Ну ладно, там, в принципе, умом особо никто не блещет.
Про приемы боя Агаты тоже хочется сказать много, но скажу только одно – если ее излюбленный прием это «поднырнула под руку и чиркнула мечом по шее», то она бы очень быстро умерла, ибо чтобы поднырнуть под руку противника, нужно подставить под его атакующий меч свою незащищенную спину и, соответственно, шею и голову, и только дебил не воспользуется шансом тебя прикончить или хотя бы пнуть в живот во время этого шедеврального маневра. Один раз допустить могу, но она ж постоянно ныряет туда-сюда, как утка. И зачем Марам, скажите мне, меч? Взяли бы серп, им сподручней и нити жизни обрывать, и упырей кромсать, если он обоюдоострый. И все связь с богиней будет, намеки там, да?
Правила Мар, опять же, никакой логики в себе не несут. Их забирают из семьи, не дают видеться с родственниками, никакой личной жизни и семьи – ты посвящена Моране…. Казалось бы, но нет! Личную жизнь нельзя, но если очень хочется, то можно. С королями-принцами знаться нельзя и в политику лезть нельзя, но если очень хочется и прям надо – то можно. Замуж вообще нельзя категорически, тем более за Морока – но если очень хочется… в чем тогда вообще смысл? Мары, которые про своих коллег-Мороков знают только «ууу страшный бабайка, у него нет лица под маской, он прям монстряка бешеный, не подходи к нему!» – это вообще что-то с чем-то. Если вас этому и учили, можно блин мозг же было все равно включить, провести параллель со своей организацией, мальчики-девочки, нет? Мороки, что характерно, и образованы в этом плане лучше, и подготовлены, и ненависти у них нет, и с семьей им видеться можно. Убивать упырей в пафосном наряде – это просто их работа (и им за нее платят!), когда Мары делают из этого просто какой-то странный культ, еще и живут за счет подношений от благодарных крестьян. Тьфу.
Какое-то поголовное Королевство Тупых.Книга расползается как коврик плохой вязки, стоит только потянуть за выступающую нить – а они торчат то тут, то там, мимо не пройдешь. Дернешь за одну и у тебя на руках останется спутанный ворох черно-красно-белых ниток вместо сюжета. Будь мне шестнадцать лет, я бы, может, и рыдала над страданиями несчастной Агаты, смертью ее сестры и трепетала от общей драматичности атмосферы, но мне за тридцать и я хочу видеть в книгах логику помимо страдашечек. Ну хоть какую-то, а? Даже мир, где происходит действие, непонятен, не описан и скомкан – по ощущениям, там темно, тесно, грязно и зима. Из локаций – королевский дворец и зимний лес. Страны какие-то карманные, не понять, сколько там расстояния, что там есть – вроде и города, и деревни, но то до границы скакать пять дней, то три, то неделю в седле. Принц соседней страны регулярно бегал на свидания к сестре главной героини, значит, там не так уж далеко – но героиня скачет мстить принцу пять дней. Они что, по пять дней тряслись в седлах на свидания друг к другу? Как Мары умудряются избавлять всемером от нежити всю страну, да так качественно, что люди и забыли, что нежить вообще-то представляет опасность? Вопросов все больше с каждой минутой.
Все написано в черно-бело-красных тонах, это было бы очень даже хорошо, но нельзя строить сюжет и все повествование только на красивой эстетике и эффектных образах. Автор одевает героев то в одно платьице, то в другое, подбирает сцены друг к другу, как принц-некрофил подбирал камзолы под цвет платья Агаты, но толку от этого нет. Смотрится броско и мистически, цветовой тон книги считывается на ура, но к середине от него уже серьезно устаешь. Казалось бы, можно уже герои начнут что-то делать? Героиня начнет действовать, думать, что-то подозревать – но она до последнего выступает, как тупая кукла, хотя то и дело прям по началу книги распиналась про то, насколько же она крута и опасна для окружающих. В чем ее опасность-то выражается, я так и не поняла? Они ни разу не попыталась ни сбежать, ни подумать, ни кого-нибудь подкупить, ни вообще что-то сделать – даже когда у нее вяленько все же заработал мозг, за нее все сделал Морок – и из темницы вытащил, с собой протащил, на лошадку посадил и привез, куда нужно, так и там она встала в безопасном месте и рот открыла – ка-а-к это он на самом деле плохой, ниможетбыть! Принц, ну уже король, одной страны у нас оказывается вообще не в курсе, как выглядит принц соседней, с которой они воюют – зашибись, как там вообще политику ведут?Ну и чем, чем, скажите мне, тут восхищаться? Язык неплох, но и не хорош, каких-то красивых образов и метафор от него ждать не стоит. Огрехи может в глаза сильно и не бросаются, но присутствуют – хотя бы бесконечные повторения одних и тех же выражений, или вот хотя бы «волосы, завивавшиеся в тугие локоны, собраны в косу» – как ты разглядела локоны в косе, чудо ты седое? Тьфу.
Короче, я не знаю. Восхищаться, как по мне, тут совершенно нечем, прочитать один раз можно – но книга не цепляет. Трагедия не трагичная, все проблемы героини – от ее глупости и идиотских поступков. Сестра ее погибла тоже по своей глупости, наивности и трагичной случайности, а также веры в то, что она сильномогучая и никто ее тронуть не может. Ну и чему сочувствовать-то? Героиня на протяжении всего действия как телочка на веревочке – куда ведут, туда и идет. Морока вот жалко. Он единственный относительно разумный персонаж во всей книге. Непонятно только, на кой черт ему героиня-то сдалась – разве что обелить свое имя рода, и все. После прочтения хотела было поставить четверку, но что-то как зацепилась мыслью, так вылезла куча вопросов, на которые ответа автор дать не силах, так что, по здравому размышлению, выше тройки книга не заслуживает. Средненько, на один раз. Но если вы подросток, может вам и зайдет атмосфера. Мне не зашла, слишком уж навязчивая расцветочка. Эстетику в книгах нужно все же разбавлять сюжетом и хорошими интригами, чтобы был баланс.Содержит спойлеры14581