Рецензия на книгу
Центр тяжести
Алексей Поляринов
ValentineKnits9 августа 2020 г.Непопулярное мнение
Современная русская проза — вещь капризная. Это вроде уже не громоздкая классика и не идеологически выверенная советская литература, а что-то новое, ещё не прочувствованное.
Молодой и харизматичный автор, Алексей Поляринов, ворвался в писательский мир не без гроша за душой, а с кредитом доверия в «два килограмма слов». Не много не мало, а именно этот человек стал одним из переводчиков внушающей страх и ужас «Бесконечной шутки» ДФУ.
Поляринову повезло — он производит приятное впечатление. Блестящий эссеист, человек эрудированный и активный в интернете, умеет заинтересовать и всегда «держит марку». Но самое главное —Поляринов хороший маркетолог. Недавно смотрела интервью на канале Книгагид и услышала там очень точную и прозрачную мысль, что в именном подкасте(как радио), то есть на благодатной почве, он наравне(!) с Борхесом скромно советует свой «ЦТ». И это так просто и так гениально!
Аннотациям, конечно, верить нельзя. И понятно, что не будет у нас второго Митчелла и Уоллеса! Но почему-то в случае с Алексеем Поляриновым хотелось верить в сказки. Откуда-то взялся огромный кредит доверия. Однако уже после первого пролистывания, когда защитная пленка покинула обложку, стало понятно, что «ЦТ» абсолютно незатейливый роман. А стоило немного углубиться и за два часа прочитать половину книги, как от всей этой ауры элитарности не осталось и следа.
Хотя «ЦТ» и не оправдал моих надежд, он достойно смотрелся бы на полке с подростковой литературой. У него для этого есть все шансы: простой до невозможности язык (сюда слэнг, мат), несложные характеры, житейская мудрость для цитатника, герои-бунтари (читать 'дебилы'), элементы антиутопии, панические атаки (сколько их тут «словили» за всю книгу — не пересчитать), дурманящие сознание вещества, абьюз, буллинг и прочие модные веяния культуры 21 века.
Все мысли пыльные, заезженные, выдохшиеся ещё в прошлом веке. При чтении возникает чувство дежавю. Знаете, некоторые комики-авторы на телевидении иногда перед выступлением пролистывают старые сборники шуток и надеятся, что во время концерта зритель не узнает плагиат. А в «ЦТ» автор даже не заморачивается. Пусть «вся президентская рать», пусть «большой брат», «лиловый», «бабочки»! пусть! пусть! пусть! Сойдет!
Этот роман подкупает своей искренностью, где-то даже наивностью. Возможно, он нравится своей напускной нишевостью. В книге много книг. Нет, не бородатых аллюзий, а прямых упоминаний.
️️Вердикты ставить право не имею, но всё-таки скажу, что сборник эссе Поляринова (ну, знаете, в такой розовой обложке) — однозначно достойнейшая работа. Это хороший пример того, как можно писать рецензии. Они емкие, доступные, непретенциозные, а главное — хорошо расширяют читательский кругозор.
Роман же производит впечатление некой недоделанности. Текст получился неровным, с заусенцами. Возникло даже ощущение, будто автор так долго писал, что успел вырасти из своего опуса. Недаром сам Алексей Поляринов назвал его «нулевым номером».
421,2K