Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Свитер

Бланка Бускетс

  • Аватар пользователя
    Lisena13 апреля 2012 г.

    Представьте себе женщину, прожившую яркую, насыщенную, эмоциональную жизнь, вкусившую немало греховных плодов, умную, отчаянную, знающую себе цену. Шли годы... И вот эта Женщина по имени Долорс в 85-летнем возрасте, после перенесенного инсульта, теряет способность разговаривать, ходит с трудом, руки ее плохо слушаются. "Когда тебе восемьдесят пять, видишь наконец жизнь такой, какая она есть, но к этому времени у тебя уже нет сил противостоять ей, ни возможности научить других это делать. Увы." Ее удел - кресло в столовой младшей дочери, члены семьи которой не принимают ее всерьез, будучи уверенными, что бабушка глуха, не очень хорошо видит и мало что соображает. Как же они ошибались! Да, бабуля путала дни и числа, предавалась своим воспоминаниям, но картину событий умела составлять абсолютно точно; острый слух ее не подводил, знание жизни помогало не ошибаться с выводами, порой шокирующими! Чтобы не сидеть без дела, она начинает вязать внучке, страдающей в тайне от родителей анорексией, свитер. "Жизнь мотает нас туда-сюда, а потом бросает в кресло с вязаньем в руках, словно говоря: ну вот, теперь дело за тобой, молча наблюдай и анализируй, потому что, когда ты молчишь, никто не принимает в расчет твое существование." Раньше ей казалось, что жизнь ее кончена, но со временем она с удивлением понимает, что в доме жизнь бурлит и кипит. "Отсюда, из этого кресла, она открыла новый мир, полный неожиданностей, о существовании которого раньше и не подозревала, хотя этот мир — ее семья. Здесь каждый живет своей жизнью и у каждого есть своя тайна, но все тайное рано или поздно становится явным." Происходящее в семье дочери причудливо переплетается в голове Долорс со своим прошлым, которое таит множество тайн и запретов, это длинная "история одной жизни, прожитой как следует, истраченной без остатка, выжатой, словно апельсин, - до последней капли сока". Став невольной наблюдательницей жизни домашних своей дочери, она первой замечает неординарность 19-летнего внука Марти, понимавшего ее с полуслова; подмечает все тонкости настроения и будущие переживания своей дочери-размазни Леоноры; пробует обратить внимание на проблемы внучки-подростка Сандры и ей это удается; все более разочаровывается в зяте, не сумевшем построить крепкую ячейку общества. Ни одному проступку Долорс не удивляется, эта способность, наверное, утрачивается с возрастом. Ведь мы все храним "секреты, за которые мы цепляемся, как за спасательный круг, чтобы не утонуть в бурной реке жизни".
    Думаю, главная идея книги состоит в том, что жизнь продолжает течь по своим законам, мы все проходим через те же ситуации, что и наши родители проходили; меняются декорации - смысл драмы не меняется. Читать легко и интересно, буду советовать книгу друзьям. Себе возьму на заметку и постараюсь через n-ное количество лет перечитать. И напоследок хочу пожелать: поменьше секретов!


    Печально, когда тебя в упор не видят, но в этом есть и свои плюсы: ты получаешь возможность услышать то, чего обычно никто не слышит. Да, даже в самом тяжелом положении есть свои положительные стороны, и теперь, когда старая Долорс живет в доме дочери, она чувствует себя так, словно взирает на окружающее с крыши высокой колокольни и видит то, что недоступно другим.

    К счастью или к несчастью, мы редко говорим действительно то, что чувствуем, если это вправду сильное чувство. Обычно же маскируем правду разными другими вещами, которые помогают нам преодолеть робость, произносим только то, на что решаемся, и — все, однако наши глаза говорят иное.

    26
    24