Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La peste

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    Mal12 апреля 2012 г.

    "Человеческая цивилизация росла, а под час еле теплилась в тени Чумы" (с) Милан Даниэль

    И в самом деле, вслушиваясь в радостные крики, ищущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что мироб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемоданах, в носовых платках и в бумагах, и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города. (с) Камю "Чума"


    Чума... раньше я думала, что это крики умирающих, вопли, стоны, гниль, страны третьего мира и смерть, смерть, смерть. Мор. Конец света, Армагеддон, крах цивилизации. Все эти ассоциации объединяет одно - динамика. Жуткая, апокалиптическая динамика. Камю переплюнул все мои самые мрачные фантазии. Его "Чума" - это застывшее время и пространство, город на карантине ,затерявшийся на карте без связи с внешним миром , затершиеся до серости люди. Воспоминания, бережно хранимые неизбежно тускнеют и превращаются в белый лист бумаги, на который безэмоционально смотришь и не помнишь, что где-то здесь была твоя жизнь. Да и важно это? Тупое равнодушие в сером городе, где смерть - обыденность, военные на выезде - в привычку, где нет ничего нового, даже новостей. Камю создал идеальный ад, по крайней мере, для меня.

    Сначала крысы, их издохшие прямо на мостовой трупики наполнили город зловонием. За ними на тот свет последовали кошки. А потом начали умирать люди. Ни криков, ни стонов. Если бы чума закончила свое дело, то город бы опустел беззвучно и безропотно. Никакой борьбы, казалось бы. Героев нет.

    Есть живые люди.Маленький статист, серый человек без надежды на повышение, день за днем, час за часом ведет статистику смерти. Доктор, как часы, выполняет свой тяжелый долг. Журналист, чья невеста в другом городе, идет в отряд-добровольцев.

    А бич Чумы крутится на городом и разит без разбору...
    Чума...для меня эта болезнь стала одним из героев романа (уж не потому ли Камю сам писал ее с большой буквы?). Жестокая? Нет. Карающая? Нет. Ее роль в другом.
    На чем можно стоять, когда близких рядом нет? Когда завтра может стать последним днем? Когда чума уже стучит в дверь, и ты чувствуешь, как опухают подмышки или мокроты в легких так много, что вместо вздоха харкаешь кровью? А потом лазарет с десятками таких же на соседних кроватях. А потом смерть. А потом на старом трамвае в горы. А потом братская могила. Где, может быть, ляжет или лежит вся семья.

    Что делать? Как вообще можно жить?

    Кого-то спасла дружба, кто-то признался себе, что его надежды на будущее тщетны, кто-то отказался от всего и скончался. Главеное, чтобы было, для чего жить. Эту мысль я вынесла для себя, хотя чувствую, что не все так просто и этот роман нельзя трактовать столь прямо и однозначно. Может быть, когда-нибудь потом, когда я повзрослею, он откроется для меня с другой стороны.

    Великолепный роман, пробирающий до дрожи, до костей. Серый и тусклый ад, где по-будничному умирают люди.

    P.S.


    Любой предвзятый читатель легко обнаруживает сходство ситуации в романе с трагическими событиями во Франции периода фашисткой окупации


    После этих слов меня две ночи мучили кошмары.

    84
    1,1K