Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним5 августа 2020 г.

    Mea culpa, mea maxima. Confiteor.

    Адриа Ардевол-и Боск – полиглот, музыкант, искусствовед, коллекционер, преподаватель, вообще человек крайне интересный и глубокий. 

    Он пишет письмо, соревнуясь со временем и болезнью Альцгеймера, которые уже начали отбирать его жизнь, воспоминания, ум, его самого. 

    Письмо – исповедь перед любимой женщиной, письмо, которое превращается в книгу. 

    В повесвовании и в памяти Адриа сливаются несколько эпох: 

    Вик и Рим 1914-1918 гг. 

    Барселона 1940-1955гг 

    Жирона, Санта-Мария Де Жерри, Сан-Пере Дел Бургал 14-15 вв. 

    Пардак, Кремона, Париж 17-18 в 

    Аль – Хисва 

    Времена нацизма и второй мировой войны

    Порой невозможно определить, где начинается ода и заканчивается другая.

    И огромное количество действующих лиц, судьбы которых переплетены содеянными поступками так тесно, что становится жутко. 

    Почти все они совершали злодеяния, жертвами которых становились не только невинные люди, но и они сами. 

    И, пожалуй, это первая главная нить романа. Зло. 

    Зло, совершенное во имя Бога, мести, свободы, будущего, любви, прогресса, денег, зло абсолютное, относительно, физическое и моральное, зло во всех его проявлениях собрано в одной книге. 

    Еще не встречала автора, который так упорно пытается понять природу зла, найти корень, объяснить его связь не только со страданием, но и с милосердием и красотой. Не оставлять пространство для читательских размышлений и домыслов, но рассуждать, найти свою истину и представить нам, соглашаться или нет – выбор каждого. 

    У каждой эпохи всегда есть злодей, зло которого превосходит суму всех злодеяний отдельных людей. 

    Должно ли зло оставаться безнаказанным? Но ведь наказание – это тоже злодеяние. Необходимо ли прощение виновнику? Можно ли искупить вину и какова его цена? 

    А виноваты ли дети в грехах родителей? Должны ли искупать их? Это вторая главная нить – отношение отцов и детей. Адриа всю жизнь искренне считал, что родители никогда не любили его, видели в нем лишь его потенциальную гениальность м многозадачность, игнорируя чувства. Но ведь родители не всегда знают, что лучше для детей. 


    Отец Адриа совершил много недостойных поступков, потакая своей слабости к ценным предметам – рукописям, старинным книгам, предметам интерьера. И один из таких поступков, связанный с загадочной скрипкой, имеющей свое собственное имя – Виал и принесшей несчастье всем владельцам, отравит жизнь Адриа и, главное, его любовь к девушке еврейке Саре. 

    И это третья линия. Можно ли продолжить любить друг друга после десятков лет разлуки, ведь люди меняются. Должны ли быть тайны друг от друга у любящих людей? И сколько личного пространства мы должны оставлять друг для друга? Всегда ли новые отношения после разбитой любви являются поиском и отражением предыдущей? 

    История скрипки мастера Сториони Виал, чью древесину питала плоть и кровь монаха, так же невероятна, как и жизнь Адриа. 

    Есть еще одна нить – дружба. Близкий и единственный друг Адриа – Бернат Пленса-и-Пунсода, всю жизнь пытающийся разгадать Адриа, по – своему преданный и заботливый, но, как и все люди, не идеальный, его последняя «услуга» для Адриа доказывает аксиому лишний раз. 

     

    Сколько же вопросов в этой книге. 

    Большое количество отсылок к произведениям искусства: литературе, музыке, живописи. И практически каждую фразу здесь нужно осмыслять и интерпретировать. 


    Я никогда не читала ничего подобного. Кабре для меня безусловный гений. 


    5
    781