Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним5 августа 2020 г.Mea culpa, mea maxima. Confiteor.
Адриа Ардевол-и Боск – полиглот, музыкант, искусствовед, коллекционер, преподаватель, вообще человек крайне интересный и глубокий.
Он пишет письмо, соревнуясь со временем и болезнью Альцгеймера, которые уже начали отбирать его жизнь, воспоминания, ум, его самого.
Письмо – исповедь перед любимой женщиной, письмо, которое превращается в книгу.
В повесвовании и в памяти Адриа сливаются несколько эпох:
Вик и Рим 1914-1918 гг.
Барселона 1940-1955гг
Жирона, Санта-Мария Де Жерри, Сан-Пере Дел Бургал 14-15 вв.
Пардак, Кремона, Париж 17-18 в
Аль – Хисва
Времена нацизма и второй мировой войны
Порой невозможно определить, где начинается ода и заканчивается другая.
И огромное количество действующих лиц, судьбы которых переплетены содеянными поступками так тесно, что становится жутко.
Почти все они совершали злодеяния, жертвами которых становились не только невинные люди, но и они сами.
И, пожалуй, это первая главная нить романа. Зло.
Зло, совершенное во имя Бога, мести, свободы, будущего, любви, прогресса, денег, зло абсолютное, относительно, физическое и моральное, зло во всех его проявлениях собрано в одной книге.
Еще не встречала автора, который так упорно пытается понять природу зла, найти корень, объяснить его связь не только со страданием, но и с милосердием и красотой. Не оставлять пространство для читательских размышлений и домыслов, но рассуждать, найти свою истину и представить нам, соглашаться или нет – выбор каждого.
У каждой эпохи всегда есть злодей, зло которого превосходит суму всех злодеяний отдельных людей.
Должно ли зло оставаться безнаказанным? Но ведь наказание – это тоже злодеяние. Необходимо ли прощение виновнику? Можно ли искупить вину и какова его цена?
А виноваты ли дети в грехах родителей? Должны ли искупать их? Это вторая главная нить – отношение отцов и детей. Адриа всю жизнь искренне считал, что родители никогда не любили его, видели в нем лишь его потенциальную гениальность м многозадачность, игнорируя чувства. Но ведь родители не всегда знают, что лучше для детей.
Отец Адриа совершил много недостойных поступков, потакая своей слабости к ценным предметам – рукописям, старинным книгам, предметам интерьера. И один из таких поступков, связанный с загадочной скрипкой, имеющей свое собственное имя – Виал и принесшей несчастье всем владельцам, отравит жизнь Адриа и, главное, его любовь к девушке еврейке Саре.
И это третья линия. Можно ли продолжить любить друг друга после десятков лет разлуки, ведь люди меняются. Должны ли быть тайны друг от друга у любящих людей? И сколько личного пространства мы должны оставлять друг для друга? Всегда ли новые отношения после разбитой любви являются поиском и отражением предыдущей?
История скрипки мастера Сториони Виал, чью древесину питала плоть и кровь монаха, так же невероятна, как и жизнь Адриа.
Есть еще одна нить – дружба. Близкий и единственный друг Адриа – Бернат Пленса-и-Пунсода, всю жизнь пытающийся разгадать Адриа, по – своему преданный и заботливый, но, как и все люди, не идеальный, его последняя «услуга» для Адриа доказывает аксиому лишний раз.
Сколько же вопросов в этой книге.
Большое количество отсылок к произведениям искусства: литературе, музыке, живописи. И практически каждую фразу здесь нужно осмыслять и интерпретировать.
Я никогда не читала ничего подобного. Кабре для меня безусловный гений.
5781