Рецензия на книгу
Распознавание образов
Уильям Гибсон
Аноним4 августа 2020 г.Утку в лицо
Не трудно понять, что книга "Распознавание образов" у Гибсона получилась очень антиглобалистской. Вы кушаете гамбургеры в Макдональдсе в Москве и летите в Токио и там вас встречает Макдональдс, улетаете в Париж и там вас караулит за углом всё тот же Макдональдс. Нью-Йорк, Лондон, Осло... Как сталкер. Навязчивый преследователь. Везде и всюду.
Бренды расползаются по всему миру и вы можете не понять человека, говорящего на другом языке, но слова «Гуччи» или «Прада» будут понятны везде. Границы размываются. Скоро один город станет не отличим от другого. Разная архитектура? Ну и что? Если на всех её плоскостях - территория бренда! Место для рекламы.
В книге Бигенд олицетворяет эту силу. Его цель — смыть границы напрочь. И для этого он ищет идеальный рецепт для продвижения рекламного продукта. Сам образ становится продуктом, ведь «распознавание образов» - это то, что делает наш мозг, пока мы бодрствуем и видим окружающее пространство.
«– Сердце – это мышца, – назидательно говорит Бигенд. – То, что вы называете «чувствую», происходит в лимбической части вашего мозга, которая досталась в наследство от млекопитающих. Глубокий древний уровень, не признающий логики. Уровень, на котором работает реклама. А кора с извилинами тут ни при чем. То, что мы привыкли называть рассудком, – не что иное, как самоуверенный нарост, который совсем недавно появился на зверином мозгу. А тот в свою очередь насажен на доисторический земноводный стержень. Современная культура пытается нас убедить, что все наше сознание заключено в коре, в этом тонком наросте. Но при этом забывают, что под наростом покоится здоровенный шмат звериного мозга – могучего и молчаливого, занятого своими древними делами. И именно там рождается желание покупать. »
Привезти к новой зарождающейся технологии может только Кейс, безошибочно определяющая эффективность корпоративных лого и модные тенденции завтрашнего дня. Её семиотическая агорафобия становится идеальным инструментом для достижения целей. А Бигенд не простая сила. Это сила, от которой не скрыться. Чтобы вы не делали... выгода не на вашей стороне.
Реклама везде и всюду. Лого на вашей одежде, в вашей ванной, на карандаше и ластике. Бренды, бренды, бренды... Они не оставляют вас даже дома.
«Загуглите» (!) «Кому принадлежат крупнейшие бренды в мире» и вы увидите, что на весь широкий ассортимент товаров, который можно встретить практически везде, приходится от силы штук десять транснациональных корпораций, а мы, как мухи, сидим в их паутине. И самое скверное то, что мы к этому давно привыкли.
Когда читала «Распознавание образов» в первый раз лет 10 назад, мне попадались статьи про людей, которые, когда приносят домой одежду, косметику, средства гигиены и прочее, снимают все бирки и этикетки. И скажу вам — это очень странное зрелище наблюдать ванную, заставленную батареей бутылочек и флакончиков без названий. Пространство-без-брендов. Оно идеально чистое. Вас как-будто форматируют.
И последнее, что хочу сказать. Это утиная молитва: «Он получил утку в лицо на скорости двести пятьдесят узлов». Я сделаю себе тату с этими словами.
5748