Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д»

Виктория Ледерман

  • Аватар пользователя
    Аноним2 августа 2020 г.

    Ледерман делает всё, чтобы понравиться юным читателям. Поэтому подростки в её изображении начисто лишены наивности, продвинуты и вообще всегда знают больше, чем то кажется родителям. Но молчат. Потому что проблем не хотят. Родители же как на подбор не желают этого замечать, относясь к детям, как к вечным младенцам. Единственный взрослый, который даёт образец мужского поведения и помогает разобраться в больном вопросе — отчим одного из героев Андрей. Но и он в этой повести — самая бледная фигура, целыми днями пропадающая на службе.
    Сюжет повести таков: двое пятиклассников — самый умный в классе Никита и самый сильный в классе Егор — дружат уже не первый год, пока не влюбляются в одну девочку. Казалось бы, проходной сюжет, что с ним может быть не так? Ответ: девочка. Собственно, все девочки в этой истории, включая их неформальную лидершу Иру Мальцеву, — подколодные змеи. Но новенькая Ангелина, внешне такая лапочка, в школьной форме и с косичками (на дворе 21-й век) оказывается змеее их всех и начинает самоутверждаться, стремясь привлечь внимание всех мальчишек. Начиная с Егора и Никиты как наиболее ярких. Особенно Егора, по которому вздыхает ненавистная Мальцева. Почему Ангелина такая злая? Автор даёт понять: виноваты до безобразия порядочные родители. С такими или становись вечной белой вороной или перекраивай мир под себя любыми доступными средствами. Насколько такая Ангелина реальна? Не знаю — давно не учусь в пятом классе. Но персонаж получился ярким, умным и достаточно привлекательным. Самый настоящий пример для подражания. Не дай Бог, если читательницы начнут ей подражать.
    Вторая проблема — подростковая любовь. Нельзя сказать, что её не бывает. При желании и таланте зарождение первого чувства можно подать очень лирично. Однако здесь она выглядит как грязная игра, в которой профит получает циничный манипулятор. Делает ли такая любовь лучше? Нет! Забирает ресурсы (здесь автор, кстати, очень «последовательна»: у ребят, для которых проблема скопить 1000 р. на ролики, находятся деньги, чтобы дарить подарки несколько раз на дню), рушит дружбу, толкает на антиобщественные действия. Никита и Егор — это это единственные персонажи, способные на благородные поступки и стремящиеся сохранить дружбу до последнего. Но в этой истории выглядят, как два лоха. Ну и какой вывод должен из этого сделать читатель? Любовь — отстой, а благородство — для лохов? Разумеется, умненький читатель так не подумает, но что делать с глупенькими?
    Третья проблема — с наказанием злодейки. Нет, её не наказывают герои. Её наказывает сама судьба — публичным унижением. Но какие выводы можно сделать из такого наказания? В лучшем случае позлорадствовать: хотела разбить дружбу — так вот тебе! В худшем — посочувствовать: хотела триумфа, но такой облом! Однако в целом такое поведение осуждается только до безобразия порядочной Ангелининой мамой. То есть девочка, неправая в частном, права в общем.
    Довольно сомнительные воспитательные посылы.

    22
    1,5K