Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним29 июля 2020 г.Осторожно, двери открываются.
Ричард Мэхью, простой лондонский клерк, совершил доброе дело: помог раненой девушке в обносках, об которую практически споткнулся на улице. И, так как ни одно доброе дело не остается безнаказанным, тем обрёк себя на море проблем, из которых разорванная помолвка и потеря работы становятся лишь самыми незначительными. Вслед за своей новой знакомой Ричард попадает в Нижний Лондон - место для тех, кто выпал из обычной жизни...
Мир здесь идет прежде истории и полностью над ней главенствует. Нам сперва показывают, как это всё работает, а потом уже предлагают понаблюдать за тем, как внутри этого механизма будет происходить что-то любопытное. Причём и принципы работы не то чтобы особенно объясняют - просто ну вот оно так устроено, смирись, - но это как-то не напрягает. Избыток объяснений и попытка подобрать все нити, чтобы связать всё вместе, здесь могли стать излишними и губительными для атмосферы. Многого и сами герои не знают, да им и не надо: меньше знаешь - крепче спишь.
Сюжет же в эту вселенную встроен вполне в духе банального городского фэнтези: главный герой, обычный парень, ведущий свою размеренно-скучную жизнь, вдруг попадает в граничащий с реальным мир магический, исследует его и осознает, что оказался тут не просто так. У каждого второго автора, работающего в жанре, есть книга, построенная по такой же схеме. Кстати, именно с этим шаблоном связана моя почти единственная придирка к истории: так и не смог собрать в голове, был ли в выборе Дверью (ох, сколько ж раз я спотыкался об это имя; в сюжете столько обычных дверей, что меня то и дело подглючивало) Ричарда какой-то элемент избранности или всё же чистая случайность. Есть намеки на первое, но они так и не обосновываются ничем и не развиваются никак - просто Ричард сам растёт, чтобы выжить во всем этом бедламе.
Помимо мира, историю вывозят персонажи - если совсем конкретно, то два персонажа: Круп и Вандермар. В своей нечеловеческой гадостности и очень странной логике они крадут каждую сцену, с их чувства юмора я знатно повеселился. Другие герои значительно проще и предсказуемее, но и за ними вполне интересно наблюдать. В рассказе "Как Маркиз вернул свой плащ", который тоже включён в это издание, заодно расширяется характер Карабаса, делая его объёмнее и глубже, но вот в самом "Никогде" Маркиз меня особенно не зацепил. Трикстер - тоже образ довольно заезженный.
Книжка очень неторопливая. Сюжет никуда не спешит, развиваясь размеренно и флегматично, периодически делая отступления, чтобы просто рассказать про историю Лондона или устроить небольшую экскурсию по городу. Я примерно половину книги вообще не представлял, куда это всё в принципе должно вывести. (Хотя двигатель всего безобразия угадал со второй попытки, для этого достаточно задать ровно один правильный вопрос.) Какой-то движ тут не просто начинается поздно - он вообще практически не начинается.
И финал после всего нам достается совершенно неоднозначный, то ли хороший, то ли плохой, практически открытый, и сложится ли что-то там, за кадром - вопрос. Это, пожалуй, одно из самых больших достоинств "Никогде", которое сбивает его некоторую шаблонность и превращает историю во что-то более сложное, чем просто тёмная сказка про мальчика, который становится героем волшебной страны. Возможно, всё в жизни Ричарда к лучшему. Но не факт.
501,4K