Рецензия на книгу
Черновик
Сергей Лукьяненко
Аноним25 июля 2020 г.«Нельзя жить в обществе и быть свободным от него».
Этот роман блестящий пример «классического Лукьяненко». С него, в том числе, хорошо знакомиться с автором. И да, это ещё одна книга, которой я поставлю безоговорочное «5 из 5».
Есть писатели, творчество которых разница в зависимости от того, когда он пишет, в какой период писательской зрелости творит. «Черновик» для меня — хороший Лукьяненко. Его творчество не ровно, его можно поделить на этапы писательской карьеры, и это вполне естественный факт в творчестве. Например, одно из последних его сочинений «Порог» (рецензия) — это «плохой Лукьяненко». Но сейчас о «Черновике».
Этот роман — одна из версий системы мирозданий, и вполне имеет место быть, и имеет под собой вразумительные обоснования — «реальная фантастика». Автор придумал интересную конструкцию «мироздания» — одну из предполагаемых систем существования человечества. «А почему бы и нет».
Если нам известна, например, наша Солнечная система, где есть звезда и планеты, которые её окружают, которые «закреплены» за ней, для них Солнце — жизненно необходимо, и в тоже время все планеты «взаимодействуют» друг с другом, то Лукьяненко предложил систему миров, где наш реальный мир — это лишь один из черновиков. Существует один единственный мир, а остальные миры, их многообразие, создают жители главное мира — это пробы, эксперименты, черновики.
Предположение — захватывает. Эта теория Лукьяненко вполне продумана, обоснована, и даже живёт своей жизнью — она существует в литературном жанре «фантастика», да и в мыслях читателей вполне реальна. Эту историю можно развить с любым возможным ответвлением и разнообразием событий. И даже сам автор дал продолжение этой истории под названием «Чистовик».
Варианты возможных событий данной теории существования одного мира и его различных продолжений — бесконечны. Но в романе Лукьяненко этих миров чуть больше 20-ти. Главный герой попадает туда, и становится одним из «посвящённых», благодаря необъяснимым событиям — его вдруг все начинают забывать, его последствия присутствия и существования начинают исчезать, а сам он словно стирается из реального мира: паспорт и любые фото с документами, как и признаки его существования, рассыпаются в прямом смысле слова, его даже забывают родители и близкие друзья. В результате чего, и только так, он становится «функционалом»: ему отводится функция таможенника между мирами. Он поселяется в заброшенном здании, недалеко от одной из столичных станций метро, которое является переходным пунктом — соединяет Москву и четыре других различных, и отличных друг от друга, мира. Находясь на этой «должности», на которую его «назначили» не спрашивая, открывая для себя новый статус жизни и своего предназначения в статусе функционала, он открывает истинные замыслы существующей иерархии миров. Ну, а когда ты приближаешься к «тайнам мироздания», ты становишься неугодным для тех, кто породил эти тайны и кому не угодны твои догадки и разгадки.
Одна из интересных особенность этого произведения в том, что автор начинает каждую главу с некоего отступления в «разговорах за жизнь», когда делится с читателями своими мыслями по тем или иным сферам жизни и деятельности — «что такое хорошо и что такое плохо, и как с этим бороться». Эти отступления никак не связаны с действием романа, но они предваряют внутренние переживания героев, с которыми видит соприкосновение сам автор, словно оценивает происходящее в романе «здесь и сейчас» с точки зрения своего богатого и мудрого жизненного опыта.
Существуют художники — творческие единицы: режиссёры, хореографы, актёры, писатели — по произведениям которые можно очень многое сказать о самом авторе, причём это происходит не пожеланию самих автор, и порой они сами даже и не замечают, что предмет творчества, который они создали — это строки о них самих: стоит посмотреть, прикоснуться, прочитать поризведение — и автор как на ладони. «Черновик» Лукьяненко из этой области. Если Вы хотите узнать о Лукьяненко как о человеке, о его убеждениях, интересах, складе ума, страхах и фантазиях, его мироощущении и мысли о нашей действительности и политических взглядах, воли души, то этот роман хорошо раскрывает автора. По крайней мере, для меня прочтение этого романа вызвал эффект, когда человек приходит к психологу и рассказывает о себе, что бы определится со своим психотипом (в моём случае человек — это Лукьяненко, а я — читатель — психолог). Правда полученная информация о «пациенте» уже устарела (она имела актуальность на период написания романа — начало 2000-х годов), поскольку со временем люди меняются. Да и само произведение несёт большой шлейф политических переживаний живущих в СССР, что, правда, по первости, мне мешало, но, впоследствии, за перипетиями сюжета шлейф исчез, как и жизнь главного героя из обычной жизни…
К этой книги интересно будет возвращаться, вновь переживая историю главного героя, хотя бы просто для того, что бы лишний раз напомнить самому себе, что в «Чужой монастырь со своим уставом не ходят!» И подумать лишний раз о том, что даже если ты и познал в чём-то истину и смысл, не нужно пытаться вносить коррективы в созданное не тобой. Корректуры возможны только в черновиках — для этого они и существуют. А изменять саму первопричину — только усугублять последствия для себя, что вовсе не распространяется в отношении к собственному здоровью, где как раз необходимо устранить первопричину. Но данная история о других правилах и законах.
13699