Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
Аноним24 июля 2020 г.Драма жизни
Друг... Едва ли я ошибусь, если скажу, что практически каждый человек хотел бы быть частью крепкой дружбы, основанной на целом ряде непреходящих ценностей. Я по крайней мере с детства мечтала о подруге, с которой можно не только делиться происходящим в жизни, но и молчать. Опять же, едва ли я ошибусь, сказав, что идеальной дружбы, как и идеальной любви, не бывает: во всех отношениях есть взлёты и падения. "Неаполитанские романы" - это сага о падениях, на мой взгляд, песня трагической жизни, стремлений без явной цели.
Читая романы, я, к сожалению, поймала себя на мысли, что слишком хорошо понимаю боль и волнения главной героини - Лену: родиться в среде, которой ты потом стыдиться, стараться получить образование, которое не станет гарантом счастья и благополучия, любить, но не той любовью, что окрыляет, а той, что ранит, убивает, терзает. Лену с детства была полна противоречий: она не выносила мать, как ей казалось, но любила её и страдала из-за её загубленной жизни, боялась получить такое же существование в наследство, всячески старалась избежать подобной доли, но по факту лишь перешла на новый уровень того же самого. Девочка ухватилась за отношения с Лилой, назвав их дружбой. Интересная дружба, в основе которой недоговорок и битва за первое место в негласном конкурсе "Успех Неаполя". Лену хотела стать лучшей версией себя, она хотела полюбить себя хоть за что-то, и школа дала ей шанс выделиться, но ненадолго: борьбой увлеклась Лила, которой неважно было признание в семье. У меня сложилось впечатление, что Лила - своеобразный симулякр, который надо наполнить смыслом, чтобы это явление не исчезло, не растворилось в небытии. Родители одной девочки скрепя сердце позволили ей получить образование, отпустили позднее в университет, родители второй оставили дочь при себе, даже не дав ей работы, ведь всё, что Лила делала в магазине отца, её собственная инициатива. И что это породило? Зависть, новый виток борьбы, затем наигранное безразличие и весьма успешные попытки обесценить достижения Лену.
Надо сказать, что я очень переживала за главную героиню, прекрасно понимая, как тяжело ей узнавать новое, строить свою жизнь по своей выкройке, а не по лекалам квартала. Безусловно, не всегда это получалось. Получила образование, написала повесть о своей жизни, вышла замуж, родила, нашла в себе силы и храбрости уйти от мужа, разрушить вольготную жизнь... Да, любовь стала ошибкой, но её ошибкой! Честно говоря, я была рада, когда видела, что молодая женщина поступает так, как она того хочет, а не сердобольное окружение. На это требуется смелость, на совершение очевидной ошибки нужна храбрость.
Рядом с Лену всю её жизнь было окружение, которое лишь проверяло, жизнеспособна ли она, настоящей поддержки нуждающаяся не получала. Подруга (кстати, очень интересно, что даже имя её героиня изменила и произносила на свой лад, словно создав свой собственный образ на основе настоящего человека) готова была либо пропадать из поля зрения на долгие годы, либо говорить только о себе, либо, скрывая истинные чувства, корить ("Ты способна на большее, а это всё пустое"). Сравнивая себя с другими, отчаянно нуждаясь в сочувствии и добре, Лену не обретает покоя, но и не опускает рук. Осознав, что жизнь почти прошла, ничего не оставив (и даже дочери смеются над её творчеством, а значит, над всем, что было важно, что болело), Лену всё равно остаётся стойкой. Она пытается разобраться в себе, в том, что стало направляющей её жизни (погоня за Лилой, попытка быть лучше, счастливее; а если задуматься: кто судья? Если бы она сама, хозяйка ситуации, по-другому интерпретировала свою жизнь, она бы могла прийти к заключению, что они с подругой в разных плоскостях жизни и хрупкое существование Лилы - мираж: замужество - самообман, она не осознала очевидного в Стефано, сын от Нино - придуманная уловка, как и гениальность ребенка, творческие способности Лилы - это всплеск, но никак не буря, увлечение программированием показное, новая семья - попытка жить так же, как все. Лила ко всему остывала, потому что у неё нет сил на создание прочных связей с реальностью).
Мне было очень больно и обидно за Лену, которая всё же не нашла в себе мужества признаться, что двигатель её жизни - обман. Стремясь обойти Лилу, девушка, женщина, пожилая дама не осознавала, что с самого начала Лила меняла правила, подстраивая под своё видение игры. Бросив любимую куклу подруги в подвал, она лишь подстроила необходимости пойти к дону Акилле. Спустя много лет оказалось, что куклы не пропадали: в грязном свёртке, как мусор, Лену обнаружила их около своей квартиры. На, подавись своей жизнью! Если бы... не было бы книги "Маленькие женщины", не было бы "Голубой феи", не было бы попытки писать... Может быть, жизнь пошла бы немного иначе. Может быть, в ней было бы меньше боли и ощущения обманутых ожиданий.9506