Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стража! Стража!

Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Zhenya_198118 июля 2020 г.

    Не каждый дракон долетит до середины Анка

    За последний год познакомился с Юмористической Фантастикой как жанром. И, надо сказать, что насмеялся вдоволь.

    В трёх книгах Адамса (из великой пятитомной трилогии) юмор разбросан в самых неожиданных местах, поскольку никакого сюжета нет. Там глубокая сатира на существующий мир и на место человека в нём.
    У Пратчетта юмор более приземистый. Есть, и о природе людей, и об устройстве общества. Но в большей мере - это юмор рассказчика, ситуаций и диалогов.
    Оба хороши по-своему. Но у Пратчетта есть строгий сюжет и в этом его преимущество.
    В общем, юмористическая фантастика оказалась для меня фантастическим юмором (каламбур в стиле автора книги).

    Но, оставим Адамса. По ходу чтения, в голову приходило совсем другое сравнение. Не буду интриговать, поскольку внимательный читатель (а других здесь нет) итак всё понял из заглавия.
    Терри Пратчетт показался мне продолжателем традиций Николая Васильевича Гоголя.
    Оставим за скобками глубокий психологизм, национальный колорит и христианскую направленность Гоголя. Сравним три более поверхностные литературные особенности Николая Васильевича и Сэра Те́ренса Дэ́вида Джона.

    1 - тема маленького человека
    Гоголь - признанный реформатор литературы, осмелившийся избрать маленького человека главным героем своих произведений. А вот предисловие к "Стража! Стража!":


    Порой их называют Дворцовой Стражей, иногда – Городскими Стражниками или просто Гвардией. Независимо от названия пылкая фантазия авторов героической фэнтези находит для них одно-единственное и неизменное предназначение, а именно: где-нибудь в районе третьей главы (или на десятой минуте фильма) ворваться в комнату, по очереди атаковать героя и быть уложенными на месте. Хотят они исполнять сию незавидную роль или нет, никто их не спрашивает.
    Этим замечательным людям и посвящается данная книга.

    То есть автор сразу заявляет - эта книга о маленьких людях.
    И действительно, куда уж меньше. Четверо стражников (самая ненужная и презираемая работа в Анк-Морпорке) пытаются самостоятельно расследовать преступление. Расследовать? Просто пытаются самостоятельно думать. Они жалки, но жалости при этом не вызывают (в этом парадоксе я вижу мастерство автора). Капитан-алкоголик, тупой сержант, злобный капрал, и наивный до идиотизма младший констебль. Паноптикум смешных персонажей.
    Один там только и есть порядочный человек: библиотекарь; да и тот, если сказать правду, орангутан.

    2 - юмор
    Юмор! Место миргородской лужы занимают мелкие и грязные воды Анка, густые от промышленных отходов. У Пратчета каждый второй персонаж -  Иван, если не Иванович, то уж точно Никифорович. Заправилы города (главы гильдий воров, убийц, торговцев и пр.) один в один ревизоровские чиновники. Два главных злодея - комбинаторы уровня Чичикова. Да чёрт с ним, с Гоголем. Просто смешно.


    — А чем питаются эти драконы?
    Вор пожал плечами.
    — Лично мне припоминаются истории о прикованных к скалам девственницах, — высказался он.
    — Тогда у нас эти драконы подохнут с голоду, — хмыкнул убийца. — Тут скал отродясь не бывало. Равнина.

    3 - элементы мистики и фантастики
    Фэнтезийный находки автора: драконы большие и маленькие, крысы-прислуги, гномы - неистощаемые источники шуток. Из-за того, что они призваны усилить юмористический эффект, скорее напоминают чёрта из "ночи перед рождеством", чем, скажем, Вия или колдуна из "Страшной мести".
    Вообще, "Стража!Стража!" совершенно не страшная.
    Если, конечно, не считать страха перед человеческой тупостью, сытой покорностью, и того, с какой лёгкостью люди совершают зло, не тем, что говорят ему "да" , а тем, что не говорят "нет".


    – Там, внизу, – продолжал он, – живут люди, которые последуют за любым драконом, поклонятся любому богу, проигнорируют любое беззаконие. Из какой-то своей тоскливой, скучной, бытовой плохости. Я говорю не о творческой, высокой мерзости великих грешников, а о ширпотребе душевного мрака. О, так сказать, грехе, лишенном всякого намека на оригинальность. Они принимают зло не потому, что говорят «да», а потому, что не говорят «нет»

    Напоминает другую известную историю про дракона.
    Всё-таки, даже такая развлекательная литература заставляет задуматься.

    Итак, какой шанс, что вам понравится эта книга?


    Один на миллион.

    Но из тех, что всегда срабатывают.

    Про аудио-версию.
    Потрясающая начитка digig. Идеальные интонации и баланс между двумя часто встречаемыми крайностями - отстраненным безэмоциональным чтением и переигрыванием. Уместные и стильные звуковые эффекты и музыкальные вставки (шотландские мелодии, Бетховен, Бизе). Всё подобрано со вкусом.

    Моё знакомство с Пратчеттом оказалось очень удачным.


    Так теперь сделалось весело, как будто мою старуху москали увезли.

    Скоро прочту ещё что-нибудь из Плоского Мира. Что посоветуете?

    56
    1,4K