Рецензия на книгу
Нетопырь
Ю Несбё
Аноним17 июля 2020 г.«– Жаль, что Бог дает человеку так много воспринимать и так мало понимать»
Возможно, надо мной посмеются в каких-то научных кругах, и я буду тем самым профаном, который высказывая что-то, кажется кому-то смешным и смотрится глуповато, но мне нравится верить в то, что структура воды наших тел – составляющая большую часть нас самих – идентична структуре воды тех мест, в которых мы родились. Это как пугающие, но красивые теории о временных петлях или нашем абсолютном нетождестве, выталкивающем нас из всякой иной – живой и неживой - среды и обосновывающем наше постоянное внутреннее стремление добраться до самой сути, при всей принципиальной ограниченности возможностей нашего познания. Потребность заполнить одиночество и отыскать что-то схожее - в пространстве чужого. И в литературе норвежцев читаются те фьорды, за дизайн которых герой Адамса получил премию. Норвежская литература, от самых имен населенных пунктов и персонажей (с их бесконечными «ё» и твёрдыми знаками), до структуры предложений и их содержания – сплошь завораживающие виды бескрайних просторов, полных свободы и тоски, для кого-то состоящих из клише и приторных банальностей, но для меня – художественно выдержанных настолько, что не могут не трогать. Это сочетание морозной нещадности с визуальной мягкостью, хорошо вписывающиеся в примитивно-наивное видение идеалистов.
Несбё - мое знакомство с жанром, потому что я пропустила всех этих Агат Кристи, Конанов Дойлов и По (при всем уважении), а Хег в моем представлении – не совсем традиционная детективная форма. И я впервые испытала это нетерпение знать, кто убийца и прав ли ты был в своих догадках, которых у тебя бессчётное количество. А еще страх – когда ты ночью, уткнувшись в книгу и неспособный оторваться, читаешь о чьих-то приклеенных ко дну ванны ступнях и боишься добежать до кухни за водой, а затем мучаешься снами в роли мужчины, пытающегося раскрыть запутанное преступление.
В иерархии персонажей конкурировать с Бэлисом Кэрью может только Харри Холе. Я немного попутала с порядком книг, поэтому в этот раз меня преследовала зрелость леопардовского Харри, хотя здесь – в Нетопыре – он, кажется, куда моложе. Но также офигенен.
Мне нравится язык автора, отношения между его персонажами, сами персонажи, - сила их характеров и какие-то хемингуэевские баланс и гармония в распределении ролей между полами. Привязка к местам, живые описания природы и глубина, которую сложно охарактеризовать.
Ещё Несбё, также, как Хег, касается темы столкновения культур и очень точно пишет о том, о чем принято судить стереотипно, одним этим полностью выполняя свой писательский долг по части смысловой нагрузки.
В общем, это потрясный цикл.
4170