Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мессия очищает диск

Генри Лайон Олди

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июля 2020 г.

    Ориентальное фэнтези, прошедшее проверку временем

    Почему решил перечитать: творчество Олди. Колорит средневекового Китая.

    1997 год. У меня работа, маленький сын, встречи с друзьями и еженедельные посещения книжного рынка, где скупались все новинки, имеющие отношение к фантастике.

    Самарский книжный рынок на Ипподроме. 90-е.

    На рынке правили бал Серии. И, если уж ты начал собирать какую-то серию, то старался покупать всё, что в ней выходило. Одной из таких серий была "Абсолютная магия". До сих пор благодарен составителям серии. В "АМ" вышел всего 31 том, но серия познакомила (или углубила знакомство) с такими авторами, как Перумов , Зорич , Олди, Дашков , Свержин . Люблю и читаю этих авторов до сих пор.
    У Олди в конце девяностых – мифологически-этнический период. И если с античной мифологией и подвигами Геракла ( «Герой должен быть один» ) были знакомы почти все, родившиеся в СССР, то мифологии Индии (трилогия «Черный Баламут» ) и Китая (как раз "Мессия очищает диск") были для меня откровением.

    В итоге: естественно, спустя почти четверть века роман читается по другому. Но воспринимается не хуже, как это бывает с большинством книг, которые нравились в юности, а наоборот – лучше и ярче.
    Когда под рукой википедия;
    за плечами багаж из прочитанных «Искусства войны» Сунь-цзы , «Лунь юй» учителя Куна , даосской «Чжуан-цзы» и «Стратагем» фон Зенгера ;
    в памяти пара десятков фильмов про кунг-фу...
    то книга начитает сверкать самыми неожиданными гранями.
    Поднебесная. Пятнадцатый век. В Китае меняются династии, монахи из Шаолиня служат в тайной канцелярии императора, а Закон Кармы сошёл с ума.
    По всей империи людей косит "Безумие Будды", восстают мёртвые, шалит нечисть и пытается случиться христианско-скандинавский апокалипсис.
    Дородному судье Бао поручают расследование странного покушения на принца Чжоу-вана. Судья, поняв, что в деле замешаны шаолинские монахи, отправляет в знаменитый монастырь Змеёныша Цая, лазутчика, выглядящего моложе своих лет. В монастыре Змеёныш знакомится с Маленьким Архатом, подростком, в теле находится которого программист из нашего мира.
    В дальнейшем три этих главных героя будут встречаться и расставаться, находить и терять, раскрывать секреты и подвергаться опасностям.
    Второстепенные персонажи, а их много и все они важны для сюжета, еще колоритней основных – маг-даос Лань Даосин и его крутой осёл, князь Преисподней Яньло, изуродованный повар Фэн, чёрт-лоча Ли Иньбу, лисица-оборотень Святая Сестрица, высокопоставленные сановники, генералы, преступники, нищие...
    Нас ждут описания бюрократического Китая, Преисподней и быта монахов-воинов.
    Олди, сами практикующие восточные единоборства, очень вкусно, точно и сильно описывают практики Шаолиня: от изнуряющих тренировок и просветляющих бесед до распорядка дня и рациона монахов.
    Про попаданца – в конце девяностых попаданчество ещё не было клеймом и диагнозом, а всего лишь одним из сюжетных ходов, поэтому в книге наш современник смотрится органично.
    Обнаружена как минимум одна пасхалка, если не считать реплик Маленького Архата. На празднике в Преисподней гостям поёт великий сказитель Жэнь Лу-кин. Евгений Лукин , очевидно. Даже по описанию внешности подходит.
    Композиционно прихотливый роман. Части разные по объёму, присутствуют "междуглавия". Всё это тоже работает на погружение в эпоху.
    Придирки доморощенных эзотериков и программистов – пустое. Автору виднее, как в его мире функционирует "компьютер Кармы" и как выглядит просветление, "великое У".
    Потрясающий роман. Лучшее отображение средневекового мифологического Китая в российской, и, возможно, в мировой фантастике. Да, на Западе есть Гай Гэвриел Кей , Фонда Ли и недавно появившаяся Ребекка Куанг . Но в России текстов подобного уровня в этом сеттинге нет точно, я проверял.
    "Мессия очищает диск" – ориентальное фэнтези, прошедшее проверку временем.
    10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

    Немного иллюстраций из первого издания:

    Обратите внимание на невероятное влияние творчества Бориса Валледжо (Вальехо?) на манеру рисунка иллюстратора!)))

    И по поводу обложки первого издания и нескольких следующих переизданий. Неплохой коллаж – дракон Валледжо, тигр с кунг-фу плакатов... но откуда взялся безумного вида самурай? Роман же про Китай, а не про Японию!

    74
    822