Рецензия на книгу
Икабог
Джоан Роулинг
Аноним11 июля 2020 г.Это был отличный проект, и немного жаль, что он подходит к концу. Интересно было не только читать главы «Икабога» по мере их появления, но и заглядывать в переводы на другие языки и смотреть, как они там справляются. Конечно, Роулинг подкинула переводчикам задачек, особенно с аллитерационными именами и названиями. Отметила для себя, что итальянский перевод, как и их перевод Поттера, сильно ушел в адаптацию, а испанский, наоборот, сохраняет максимальную близость оригиналу. И детские конкурсные иллюстрации тоже радовали и порой удивляли: что, например, вдохновляет ребенка, при всем богатстве выбора персонажей и событий в сказке, рисовать павлина в королевском саду, не играющего никакой роли в «Икабоге», кроме декоративной? В общем, событие под названием «Икабог» подбросило немало пищи для размышления.
Что касается самого текста, то тут возникает главный вопрос: почему именно такая возрастная категория (то есть, по словам Роулинг, с 7 до 12)? (Дальше – спойлеры!) «Икабог», по сути, не столько сказка, сколько аллегория в духе «Animal Farm». На примере событий в королевстве показана система коррупции и деспотии, которая использует классическую установку «внешний враг». И вопрос не в том, поймут ли дети эту ситуацию (Роулинг так подала, что легко поймут, в ее основных чертах), а в том, насколько оправдано сгущение красок при описании самой системы. Другими словами, не будет ли растянутое на много глав описание жестокости системы (включая смерть нескольких положительных персонажей) слишком мрачным для детей такого возраста?
Когда я высказала это соображение в обсуждении на reddit, мне ответили, что дети в целом куда более психологически устойчивы, чем интуитивно оценивается взрослым, и вообще им нужны подобные сказки именно в юном возрасте. Что касается нужности в плане морали – то тут у меня сомнений не возникает. Роулинг верна своим принципам и пишет о силе эмпатии и важности nurture по отношению к nature. Собственно, история Икабога и его потомства (обратим внимание на то, что это близнецы с разной судьбой, привет, twin studies!) символизирует tabula rasa в действии. Даже если учесть, что в этом вопросе, как нам рассказывает Стивен Пинкер, «все не так просто», такая мораль – на все века, и для нашего века актуальна как никогда. А вот гипотетическая «психологическая устойчивость» детей, в частности к смертям персонажей, меня не убеждает. С другой стороны, я не считаю, что детям нужны исключительно розовые пони, и от любого насилия и жестокости в произведениях они немедленно портятся.
В «Икабоге» меня скорее смущает концентрация негатива. Впрочем, в какой-то момент в динамике наступает перелом - в эпизоде перераспределения власти в подземелье, когда туда попадает госпожа Бимиш. Все еще плохо, но уже явно ощущается, что недолго осталось, когда храбрая булочница дает отпор деспоту при помощи выпечки. Наверное, это мой любимый момент, да и вообще тема выпечки в «Икабоге» прекрасно подчеркивает некоторые нюансы, с изяществом и экономией средств. Hopes-of-Heaven и в конце Ickapuffs рассказывают свои истории, хоть и между строк (вот она, истинная пища для размышления).
Подводя итог, скажу, что я еще подумаю, стоит ли читать сказку моей 8-летней дочери, или имеет смысл подождать. Но рано или поздно, надеюсь, прочту (или она сама прочтет, если захочет) – хотя бы ради того, что там разделались с монархией, что само по себе приятно, и нечасто случается в сказках. Обычно, если на входе король (пусть и плохой), то и на выходе король (но уже хороший). Спасибо Роулинг за то, что и король отгреб по заслугам, как и монархия в целом.
А пока можно развлекаться, наблюдая, как переводчики выкурчиваются в последних главах, где обыгрывается само слово «Икабог». Конкурс рисунков также еще продолжается, так что можно смотреть на эту сказку глазами детей из разных стран - к счастью, рисуют не только павлинов.153,1K