Рецензия на книгу
Та, которой не стало
Буало-Нарсежак
Аноним3 июля 2020 г.«Смертельный номер».
...Собственно, как вы относитесь к женщинам? Вы же, извините, мужчина? А-а-а… Так, собственно, что вы о них думаете?.. Понятно… А вы их не боитесь? Как же, разве жизнь не научила вас? Это же самые страшные существа на свете! Дикое животное и то не так опасно! Остерегайтесь женщин, уважаемый! Всю кровь из вас выпьют, бывает и так, что в прямом смысле.
Возможно, я нынче страшно ошибаюсь, но мне кажется, что Буало и Нарсежак так хорошо сработались благодаря общей теме: оба настороженно относились к человекам противоположного пола, быть может, даже с большим трудом терпели их. А иначе как объяснить то, что уже второе их творение – о звериной женской натуре? И самого противного мужчину у них хочется пожалеть, с ласкою погладить по головке, а вот женщины… ах, эти женщины! Нет им никакой пощады! Поначалу не знаешь, что главному герою начнешь сопереживать, а потом как-то привыкаешь, отчасти и срастаешься с ним – и вот не хочешь уже ему неприятностей. Возможно, так проявляется влияние Достоевского на сей писательский тандем. Вообще сюжет пронизан атмосферой нашего великого классика, герой местами напоминает Раскольникова (но без идеологии), а творящийся дикий абсурд чем-то близок к «Братьям Карамазовым», если умножить их на работы Кафки и Камю.
Знакомьтесь – Фернан Равинель, человек новой эпохи, словно бы пришедший из «Постороннего». Он переживает страшный кризис – чувствует свою оторванность от жизни, не понимает, как справиться с собой и, главное, зачем это делать. Он слишком умен для наступившего времени. Невыносимая духота безразличной к нему жизни наваливается на него и заставляет в полубезумии искать ненормальные решения для преодоления.
Оказывается, можно взять самый простой поступок – убийство жены. Ну, как простой… но уж больно часто у нас убивают жен/мужей, чтобы получить деньги. Равинеля привлекают не столько деньги от страховки, сколько иллюзия освобождения. Вообще тема несвободы – главная у него. Равинель был страшно зависим от своего тирана-отца. Потом он женился (так положено) и стал зависим в браке с его постоянными отчетами, объяснениями, оправданиями. Затем завел любовницу и подпал под ее влияние. Став жертвой своего деспотичного отца, Равинель приобрел ужасную привычку, а именно стал тянуться к людям тоталитарного склада, любителям командовать, устраивать чужую жизнь, не прислушиваясь к желаниям того, кого хотят облагодетельствовать.
Забавно то, что даже на убийство жены его подговаривает любовница. Это ей нужны деньги, а Равинель для нее – способ достижения своих целей. И он привычно подчиняется ей. Пытаясь стряхнуть с себя гнет несчастливого брака, он попадает в новую ловушку. Бегство от несвободы у него приводит к очередной кабале, страшнее прежней.
Закончив со своей женой, Равинель все равно не может успокоиться. Ее образ – образ заключения – бегает за ним, да так искусно, что рискует подорвать его душевное здоровье. Вот он получает от нее, мертвой, письмо… Но разве может мертвая писать письма? Но это ее рука, сомнений нет… А потом ее призрак разгуливает по родственникам и знакомым. И все говорят ему: «Ничего, она, бывает, убегает, плутает где-то… но потом возвращается». Но разве может умершая возвратиться с того света? Он своими глазами видел ее мертвой, он смотрел в ее остекленевшие глаза. Она умерла. Так как же она преследует его?.. Настроение упадка, неизбежного одиночества и отстроченной смерти сближает повествование с работами экзистенциалистов. Детективная интрига – лишь повод поговорить о сложной эпохе, в которой человек чувствует себя неестественно, отработанным материалом. В лучшем случае – частью безразличного механизма. И настоящее бегство Равинеля сближает его с героями уже упомянутых Камю и Достоевского.
Оттого после себя книга оставляет тягостные чувства. Читается она легко (к счастью), но сложно после нее возвратиться к позитивным вещам. Лучшее время для нее – меланхоличное, даже депрессивное, чтобы была возможность прочувствовать потерянность главного героя – и вместе с ним попытаться с ней справиться. Но не через разрушение. Книга прекрасно показывает, что путь уничтожения – путь гибельный. И, главное, бесславный и бессмысленный.822,2K