Рецензия на книгу
Жилец
Роланд Топор
Аноним16 марта 2012 г.Француз польского происхождения Роланд Топор известен в узких кругах благодаря своим художественным работам. Широкую же известность он получил благодаря режиссеру Роману Полански, кстати говоря, тоже французу польского происхождения. В 1976 году Полански экранизировал новеллу Топора «Жилец».
В произведении сюрреалистический гротеск не сказать, что изящно, но завуалирован под бытовое повествование с некоторой долей сарказма и крупицей черного юмора.
Как только начался сам фильм, он снял руку с плеч Стеллы и опустил ее на талию девушки. Теперь он кончиками пальцев касался основания ее груди той самой груди, которую уже видел раньше, - там, в больнице, под тутой шерстью зеленого свитера. Девушка даже не попыталась оттолкнуть его. Тогда он осторожно подвел ладонь под ткань свитера и, медленно скользя вверх, дотянулся до бюстгальтера, после чего ухитрился просунуть пальцы между грудью и его тонкой нейлоновой оболочкой. Его указательный палец ощутил тугую упругость соска, и он принялся медленно поглаживать его, совершая ласкательные, словно массирующие движения.
У девушки на мгновение перехватило дыхание, после чего она резко заерзала на сиденье, одновременно полностью высвобождая грудь от сдерживающей ткани бюстгальтера. Он почувствовал мягкую, теплую плоть и принялся судорожно скользить ладонью по нежному полушарию. Но даже делая это, он вдруг снова подумал о Симоне Шуле. "Возможно, в этот самый момент она умирает..." На самом же деле она умерла чуть позже - где-то перед заходом солнца.
Протагонист новеллы — месье Трелковский испытывает на себе параноидальное воздействие враждебных человеку сил, истинную природу которых Топор предлагает определить читателю самому. Вне зависимости от происхождения, они могущественны на столько, что могут принудить тридцатилетнего офисного служащего стать молодой девушкой, покончившей с собой.
Экзистенциализм нужно принимать за философический каркас произведения. Страх, отчаяние и бессилие — вот три кита, на которых зиждиться эмоциональная составляющая новеллы. Вполне можно и наверное даже нужно употребить термин «саспенс», так как «Жилец» — это триллер школы Альфреда Хичкока: мрачный, броский и по-европейски одновременно статичный и динамичный. Трелковскому, также как и многим героям Хичкока свойственно состояние пассивной агрессии, направленной не на окружающий мир, а на внутренний.
2230