Рецензия на книгу
Anathem
Neal Stephenson
Аноним29 июня 2020 г.И что же это было?
Ожидания у меня были самые лучезарные, это же Нил наш Стивенсон, такую крутецкую Ртуть написавший, Нил, которого хвалят все, кто его читал, в том числе и я. Однако с первых страниц на меня хлынула тонна ненужной и неинтересной информации о ритуалах выдуманного мира (кстати, это основное, за что я не люблю фентези – в этом жанре редкая книга обходится без таких описаний, и ещё более редкая содержит описания интересные). Тем большим разочарованием для меня была тщательная проработка ритуалов в НФ. Нет, я прекрасно понимаю, что изображение такого мира без неё было бы невозможно – просто мне, человеку, которому всегда было скучно запоминать что-то из истории и законов даже своего, реального мира, совершенно неинтересно вникать в детали оных выдуманного. Голова забивается мусором.
Так вот. Мало того, что меня откровенно не порадовало начало – «вступление» в книге слишком затянуто – так ещё и было совсем непонятно, что происходит в конце. Я с гораздо большим удовольствием почитал бы научные статьи, являющиеся источником вдохновении Стивенсона, однако у самого Стивенсона вышла какая-то каша. Совершенно неподготовленный физически молодняк отправляют в космос взрывать вражеский корабль. Они слоняются по кораблю, их раскрывают, всё вроде бы разрешилось, мир-мир, раненых спасают и лечат, на вражеском корабле неведомо каким образом оказываются те, кто оставался на планете, сношаются в больничной палате и… они снова пытаются взорвать корабль. Плюс ко всему, всю первую половину книги умнющий до фига молодняк рационально отбрыкивался от вопроса, откуда взялся вражеский корабль – разбираться надо с фактами, а не тратить время на маловероятно решаемые вопросы, однако под конец читатель наоборот вязнет в теориях и нескончаемых рассуждениях этого молодняка, откуда он взялся, вязнет в пяти гилейно-теори…что-то-там мирах, предшествующих друг другу по цепочке, а также в десяти тысячах параллельных миров с параллельным исходом событий. О да, благодаря вики я узнал, что оказывается, фра Аджад был настолько многомудр, что мог взаимодействовать со своими копиями в параллельных мирах, но как это можно уяснить из книги, в которой сам гг до конца не понимает, что происходит – выше моего разумения. Честно, мне вообще не хватало обстоятельств места и описаний интерьеров-экстерьеров, чтобы понимать, где какие герои находятся в каждый конкретный момент времени.
Понравилась логика героев и их построение диалогов и рассуждений. Наслушавшись такого, я непроизвольно начал ругать сам себя, что говорю, оказывается, много лишнего. «Я хотел у тебя спросить…» — мой стандартный зачин каждой второй фразы, не несущий никакой информации, ни практической пользы. Конечно, можно говорить о том, что любой человеческий язык, чем более он сложен и красочен, пестрит излишествами, без которых не было бы художественных описаний и фигур речи, но тут я скорее веду речь про образ мыслей, который может быть более чётким, отточенным, лаконичным, используя «необходимое и достаточное». Самый точный и лаконичный – язык математики, что прекрасно иллюстрирует сопоставление таких крайностей из романа, как многочисленные объяснения лаконичности формул и решений и крайне уродливых, неказистых попыток описать план строения матика словами (ненавижу такое в книгах. Нарисуй, блин, карту, задай координаты в декартовой системе, но не измывайся над читателем, взрывая его мозг!).
Однако сами по себе, как люди, герои романа слишком бесцветны. Гг, всё начало циклившийся на сууре Тулии, в момент забивает на свои чувства к той, как только ему открывает чувства суура Ала. Или Ава, или Алла, — я так и не смог разобрать, что там за звуки в середине имени прочитывает Тракторист-работяга. Все герои у него, впрочем, были снабжены соответствующими их бесцветности и холодности интонациями: полувопросительно-изучающими, рациональными, холодными, однообразными. А может быть, я характеры персонажей воспринял такими из-за подобной начитки… Я не горю желанием ещё что-то слушать в его исполнении, но что слушать придётся – это точно: есть ещё ряд книг из НФ в моём списке хотелок, которые только он и читал.
Что касается автора – барочный цикл у него я однозначно дочитаю, и «Семиевие» - раз оно в бумажке у меня. «Вирус» – тоже, слишком уж интригует аннотация и давно, а вот с остальным погожу.
91,6K