Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Normal People

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июня 2020 г.

    «Нормальные люди» Салли Руни: они повсюду.

    «Новинка», «бестселлер», «хит этого года» — на обложке книги. Значит ли это, что «Нормальных людей» надо читать? Чтение подобных бестселлеров для меня подобно игре в лотерею — никогда не знаешь, окупится ли потраченное время, поэтому всякое такое я обычно обхожу стороной, тщательно принюхиваюсь и зыркаю по сторонам в поиске чужих мнений. Но отчего-то, как только я увидела обложку и аннотацию, что-то сразу щёлкнуло и стало ясно — мы с этой книгой подружимся. Идеальным лейтмотивом данной истории, по моему скромному мнению, будет меткая и актуальная пословица «сытый голодного не разумеет», разве что её можно переиначить — «нормальный ненормального не поймёт».

    Аннотация говорит, что «Нормальные люди» это то, как один человек может изменить жизнь другого. Это самая правдивая вещь из последнего, что я могла услышать. Подразумевает она под собой и нечто большее — всё, что нас окружает, имеет над нами влияние. Коннелл и Марианна — главные герои истории, которая разворачивается на протяжение почти четырёх лет. Сначала они учатся в выпускном классе школы, затем поступают в университет, затем и оттуда выпускаются. Идеально для жанра янг-адалта. Движение героев ко взрослой жизни напоминает течение большой реки, где есть буруны с подводными ямами, впрочем, это применимо к нам всем. Никто не ждёт, что жизнь будет проста и легка, пожалуй, кроме неисправимых оптимистов.

    Где эти нормальные люди? Коннелл — замечательный пример стандартного нормального парня, популярного в школе, всё как доктор прописал: умница, спортсмен, хорош собой, ну разве не прелесть? Но у него есть своя слабость, эдакий порок, за который он не перестаёт себя корить. Его влечёт Марианна, локальный фрик, хотя из фриковатого в ней то, что она не желает подчиняться общепринятым правилам. Подумать только, когда она уронила на свою блузку мороженое, то просто пошла в туалет и застирала сразу же пятно. А ещё она не бреет ноги и не пользуется косметикой. Марианну так же влечёт Коннелл, он же нормальный, но, несмотря на это, он самый нормальный из прочих. Он любит читать, он умнее, чем кажется, с ним можно поговорить на те темы, обсуждать которые желает не каждый. Да и он хорош в постели. Как ни посмотри, разве это не история про то, как жили они долго и счастливо?

    И да, и нет. Здесь нет мягкости сказки, здесь правда. Не всегда король школы признается в чувствах девочке-изгою, не всегда девушка из университетской элиты скажет парню, мать которого работает в их доме уборщицей, о том, что он ей нужен. Это настолько запутанный клубок из недомолвок, обид, надумывания и вовремя не сказанных слов, что иногда мне просто хотелось взять героев за шкирку и отвести каждого из них на сессию к психотерапевту. Но это настолько жизненно, что я читала и понимала, что такое встречается повсюду и, может даже, однажды было со мной, а я и не заметила.

    Изначально все мои симпатии были на стороне Марианны: мать её не любит, даже не пытается, а брат откровенно её гнобит, я не разобралась в причинно-следственной связи этой ненависти. Смело предположу, что ему также не хватает любви, что странно, мать любит его больше, чем Марианну, может, это следствие того, что сама Марианна никакого интереса к нему не проявляет, а ему бы хотелось. И здесь вся чудаковатость девушки объясняется именно травлей со стороны семьи, они внушили ей, что она «ненормальна», «бракована», «неисправна». Самое страшное, что Марианна даже с этим не борется, она принимает это как есть, она ищет защиты у людей нормальных. Первая правда взрослого мира в том, что нормальных людей здесь нет.

    Ну Коннелл-то нормальный, ты же сама сказала, возразит читатель этой рецензии. И вот вам вторая правда — притворяться нормальным ещё никогда не значило им быть. Как бы это сказать? Ненормальность Коннелла в том, что он иногда не задумывается о том, как его поступки сказываются на других. Он берёт и делает, а когда ему указывают на совершенную им грубость, на него только потом накатывает сожаление. Коннелл меняется на протяжение книги, кажется, что он более пластичный персонаж, чем Марианна, но это не так. В своей нормальности он также узник, как Марианна в своей ненормальности.

    Конец книги неоднозначен, потому и правилен. В отношениях Коннелла и Марианны не может быть однозначности, каждый в глубине всё ещё сомневается в верности решения их собственного уравнения. Вроде бы они всё расставили всё на свои места, но прошлое их не отпускает, а будущее неясно. Мне очень нравится эта цитата: «Все эти годы они напоминали растения, посаженные в один горшок, прорастающие друг в друга, с усилием уступающие друг другу место, принимающие неудобные положения». Что мы имеем в виду, когда говорим о любви? А о нормальности? В итоге, каждый из нас хочет стать нормальным, но не знает, что такое нормальным быть.

    6
    89