Рецензия на книгу
Тигр! Тигр!
Альфред Бестер
Аноним15 июня 2020 г.Это было что-то с чем-то! Совершенно потрясная вещь. Понимаю, что мне каким-то чудом ужасно свезло на исполнение: по воле случая я поставил на закачку Петра Василевского, имя которого мне не говорило ровным счётом ни о чём, а вот когда уже после искал в тырнете, кого же это я теперь скачал и слушаю, я наткнулся на совершенно обычную начитку некоего Шубина (имя которого мне ни о чём не говорило в той же степени), но прослушав к тому моменту половину книги, я сразу же стал плеваться от совершенно обычной шубинской начитки, хотя сама по себе она, возможно, вовсе и не была плохой.
Так вот, дамы и господа! Это третья книга, которую я хочу и буду переслушивать! И эта книга была совершеннейшим произведением искусства в области создания аудиокниг! Я впервые слушал книгу, в которой ВЕСЬ, абсолютно ВЕСЬ текст читался на фоне музыки. Но были они так здорово сведены, что даже для моих тугоухих ушей не потерялось ни единого слова, и в то же время я испытывал райское наслаждение от совпадения музыкальных тем с сюжетными поворотами! (Огромадная благодарность аранжировщику - Роману Бодрову, и издательству Наше право, надо мне запомнить эти имена!). Будучи практически полным профаном в музыкальных жанрах, я попросил одного товарища обозначить жанры того, что здесь игралось, и получил такой списочище, от которого можно только зажмуриться поскорей и с головой уйти под воду. Вот, что я получил:
Первая — эйсид-фанк / эйсид-джаз
Вторая — нео-классика
Третья — синтвэйв / прогрессив-электроника
Четвёртая — драмэнбейс некий
Пятая — то же, что и в третьей и первой и т.д.Взмолившись обозначить это одним словом, я выцыганил ответ, что всё это электроника. Ну конечно. Но как, чёрт побери, как она попадает в тон всему! Случайно я сразу начал прослушивание в темпе 1,2, и это был такой бодрый шаг, который потом просто не захотелось возвращать к оригиналу. Но главное… главное – сам чтец!
Чтобы вы понимали дальнейшее, нужно сказать, что вся книга (замечательная!) – это какой-то агрессивный Воннегут про умных людей (реальный Воннегут, само собой, добродушно-печально-ироничный и про дураков). И оба этих Воннегута – реальный и новый the Best-er – пишут об абсурдных, практически невозможных, несочетаемых событиях и открытиях, однако у Бестера они! Все! Увязаны! В одно целое! Так, что весь абсурд подогнан к чёткому обоснованию и уже не является абсурдом! Да! Свершилось!
Но с первого взгляда, до объяснения автора, для читателя он всё-таки выглядит абсурдом. И именно благодаря этому манера чтения Василевским абсурда один в один напомнила мне курёхинские тексты из «Двух капитанов-2»! Выражения, интонации – те же, и предмет чтения тот же – абсурдные, молниеносно сменяющие друг друга сюжетные повороты. А поскольку я обожаю Курёхина, эта начитка была для меня как та самая его специальная колбаска, сделанная из остатков печени школьного учителя, которая могла вызывать оргазм даже у неживой материи. Все, кто не выносит кровь-кишки – не обращайте внимания, у Бестера такой колбаски нет! Зато него есть джантирование – мгновенная телепортация в известное для джантирующего место. И думается мне, что именно отсюда корни растут у «Долгого джонта» Кинга, написанного спустя четверть века после этой чудесной бестеровсккой книги! Ведь джонт у Кинга означает фактически незаметный по времени прыжок из одного места в другое, пока прыгающий находится в бессознательном состоянии.
В общем, это были семь часов концентрированного кайфа, какого я давно не испытывал. Я был готов слушать и совершеннейший бессвязный абсурд в таких дикторских интонациях, будто из какого-то документального фильма, но и содержанием книга тоже приятно удивила. Это было завораживающе – во-первых, осознавать, как отдельные кусочки вдруг складываются в целостную картину с совершенно закономерными причинно-следственными связями, во-вторых – следить за совершенно неожиданным развитием гг. Ведь из человека, не обладающего не то что никакими талантами – никакими навыками, постепенно получается сначала совершенно оригинальный характер, а в итоге – как бы фантастично это ни звучало – просыпается совесть. По его определению, а по моему – рассудок. И в самом конце Бестер всё сводит к совершенно актуальным проблемам человечества – возможности разнести весь мир до основания и ответственности за какие-либо решения по уничтожению или неуничтожению мира.
13505