Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Generation `П`

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2020 г.

    Подгнившие мухоморы

    Начну с того, что после Чапаева и Пустоты Поколение П вызвало разочарование. Учитывая, что это 2 единственных романа, которые я пока прочитал у Пелевина и, надо сказать, что Поколение П значительно охладило мой пыл к этому автору. Тем не менее, мне будет проще оценивать Поколение П в сравнении с Чапаевым. Во-первых, действие происходит в сравнительно одинаковый временной промежуток, к тому же оба романа были написаны друг за другом. Объясню, чем этот роман проигрывает Чапаеву:

    1) Главный герой - Владлен Татарский - значительно уступает по харизме и яркости Петру Пустоте. Мне он показался пустоватым и немного аморфным: по сути по рекламной карьерной лестнице ему помогали расти его знакомые, которые уж слишком удачно оказывались в нужное время в нужном месте. Оригинальность восприятия мира и смутных времён Петра Пустоты Пелевин заменил на неумеренное потребление алкоголя, грибов и психотропных веществ Татарским. И здесь переходим ко второму пункту.
    2) Если в Чапаеве потребление наркотических веществ и упоминалось (Котовский и кокаин, бандиты у костра и грибы), то они помогали раскрывать персонажей и скорее являлись хорошим дополнением и фоном для развития диалогов и сюжета. В Поколении же мухоморы и психоделики являются чуть ли не главным движущим и связующим элементом повествования. К этому же пункту отнесу неуместное использование мата и наличие пошлых сцен и эпизодов, которые в большинстве своём, если и присутствовали в Чапаеве, то были к месту.
    3) Странное использование англицизмов. Некоторые помогали раскрыть особенности рекламных бизнеса и культуры, но порой создавалось впечатление, что автор использовал их, чтобы выпендриться.
    4) Структура романа. Если в случае с Чапаевым соединение 1920-х и 1990-х как двух смутных времён было удачной находкой автора, то соединение 1990-х с

    Месопотамией и богиней Иштар

    показалось натянутым и обусловленным в первую очередь

    неумеренным потреблением Татарским психотропных веществ

    . Возможно, таким образом Пелевин хотел показать, что реклама стара как существование цивилизации, только эта мысль уже из области догадок, из самого романа она толком не вытекает.
    5) Идея романа. За тучей откровенной ахинеи о различных вау-эффектах, она читается на раз-два:

    кругом надувалово, вас хватят обмануть, всё срежиссировано и миром правит реклама

    . И получилось, что Пелевин выглядит как персонаж Саши Бло: с запредельным пафосом с использованием англицизмов и мегатеорий он говорит о достаточно очевидных вещах, которые не поражают воображение, а вызывают недоумение. И эти рассуждения вроде, чтобы заработать на "мерседес" надо стать г**** выглядят уж слишком обывательскими. Вышло достаточно забавно, что произведение, которое по идее должно было высмеивать принципы работы рекламы, её потребителей и создателей, в итоге возводит последних буквально на уровень богов. Это выглядит искусственно, а для простого покупателя так и вовсе обидно, поскольку его явно держат за неразумный скот. Не отрицаю, реклама оказывает значительное влияние на нашу жизнь и экономику, но далеко не доминантное.
    6) Связь с буддизмом. В Чапаеве отсылки к буддизму смотрелись органично, оригинально и интересно, при этом неплохо закольцевали сюжет. К тому же они свидетельствовали о прекрасном полёте фантазии автора и превращали повествование в увлекательную игру-конструктор, где сюжет и герои могли по-разному интерпретироваться, однако в случае Поколения эта связь, на мой взгляд, была добавлена просто для философского пафоса романа и на развитие сюжета серьёзного влияния она не оказывает.

    Справедливости ради отмечу плюсы:
    1) Есть хлёсткие и яркие цитаты вроде "солидный господь для солидных господ"
    2) Описание некоторых рекламных концептов также было интересным и забавным. Пелевину, в целом, хорошо удалось отразить творческую часть работы копирайтера и его стремление подогнать окружающую среду под бренд или слоган.

    В целом, Поколение П - книга своего времени. На мой взгляд, местами в ней слишком много откровенной пошлости, мата и дешёвой философии, чтобы полноценно претендовать на портрет эпохи, каковым стал Чапаев и Пустота.

    7
    732