Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним13 июня 2020 г.У меня редко бывает такое, что я не могу высказать своё недовольство/довольство книгой. Как сейчас, когда история прочиталась за день, а рецензия на неё писалась неделю. Потому что эта книга никакая. И не сказать, что плохая. Как и не сказать, будто хорошая. Мои впечатления от книги, ровно как и от фильма в своё время, - бесцветные.
Текст читается легко, глаза так и скользят по строчкам. Спасибо автору или спасибо переводчику? На мой вкус, очень необычная манера повествования - история рассказывается от третьего лица множественного числа. Главные персонажи книги (ребята, соседи малолетних заигрывательниц со смертью) обезличены и формируют собой некий единый организм. Тут явно угадывается пресловутое, набившее оскомину, разделение на мужское/женское, инь/ян, марс/венеру, так как девочки показаны образом схожим - как многоликое, многорукое, но цельное живое существо и, исходя из текста, не обделённое общим, "сестринским", сознанием.
В какой-то момент вышеописанное надоест (читателю или автору), и завеса над личностями (в основном сестёр) немного приоткроется. Не то, чтобы в этом был хоть какой-то толк по итогу. Герои не раскрыты намеренно, поступки их бессмысленны и логически не объяснены.
На вопрос, почему все 5 дочерей семьи Лисбон убили себя, ответа нет и не будет. В этом, можно сказать, и кроется фишечка. Потому над загадкой много лет спустя всё ещё будут биться те самые соседские мальчишки, ставшие теперь стариками. Ударяясь в сладкие воспоминания о былых годах и перебирая заскорузлыми пальцами фотокарточки, бантики и прочие "экспонаты" своей немаленькой фетишистской коллекции.
У меня есть подозрение, что после смерти первой сестры, город словно ждал, когда убьются оставшиеся четыре. Это объяснило бы нежелание "взрослых", в том числе матери и отца, оказать им хоть каплю поддержки. Нет, все кругом, от мала до велика, затаились и ждали наихудшей развязки событий. В какой-то момент в книге появляется противопоставление четырёх сестёр и всего населения города, например сцена с защитой дерева. Чуть позже нам подскажут, что сёстрам плевать было на дерево. Стало быть, в тот момент им важно было показать свою силу, свою несгибаемость, перед городом, который медленно, но уверенно, подталкивал их в пропасть. И подтолкнул-таки.
Так про что книга? Какой посыл она несёт? Неужели текст описывает человеческую жесткосердность? Если так, то как-то вторично, третично, и вообще. Хотя можно ли ждать чего-то большего от книги, которая спойлерит себя своим собственным названием?
Книга с выдержкой, стояла около 5 лет на полке, консервируясь в ожидании. Стоило оно того? Вряд ли. До переиздания Евгенидиса Риполом, он был доступен только в Корпусе. И, когда мне вдруг захотелось перечитать Средний пол , мне пришлось изрядно побегать по букинистам, потому что даже в те года, Корпусовский Евгенидис уже обернулся редкой птицей. Может статься, что вот такая, рукотворная мною же, суеверная таинственность и уберегла книгу от разноса. Ибо, к несчастью, я вижу очень много параллелей с Милыми костями , и это отражается негативно на моём восприятии как Девственниц-самоубийц , так и всей американской литературы в целом.7731