Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чапаев и Пустота

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июня 2020 г.

    Яркий постмодернистский портрет эпохи

    Осторожно, могут быть спойлеры

    Это было первое знакомство с Пелевиным, и прошло оно очень интересно и забавно. Воспринимал книгу в контексте специфики 1990-х и направления постмодернизма со всеми вытекающими последствиями (ирония, постоянные отсылки к массовой культуре и буддизму, умственная и философская игра с читателем).
    Да, местами книга может напоминать бред наркомана, но лишь в той степени, насколько бредовыми были события и явления времён Гражданской войны и 1990-х в России, собственно это и есть две основные линии сюжета романа, которые объединены главным героем с говорящим именем - Пётр Пустота. Отмечу основные плюсы романа:
    1) Удачный выбор двух исторических отрезков - Гражданская война и современность 1990-х годов. И там, и там слом имеющихся традиций, выход наружу доселе маргинальных идей и слоёв населения, тем не менее объединённых бездействием и бессилием интеллигенции, которую в ходе романа Пелевин достаточно тонко и при этом бескомпромиссно высмеивает (объяснение смысла "тайной свободы" было просто гениальным). В этом отношении герой Пустоты напомнил Венечку из другого известного постмодернистского произведения Москва-Петушки, с той разницей, что свои интеллект и эрудицию Пётр не топит в алкоголе.
    2) Хорошая структура романа. Есть чётко существующие две линии времени, которые перемежаются с историями соседей Пустоты по палате. Они в свою очередь неплохо раскрывают события 1990-х годов (сходки и философские беседы братков, метафизические браки России с Западом и Востоком). Последний, на мой взгляд, вышел особенно удачным, смотреть за взаимодействием Сердюка и японца и встречу двух менталитетов было невероятно занимательно и забавно.
    3) Очень интересное обыгрывание исторического фольклора времён Гражданской войны. Такое открытое высмеивание исторических и литературных образов (подчеркну, именно образов, а не реальных людей) Чапаева, Котовского и Анки-пулемётчицы было ещё в новинку. Опять же выбор именно этих персонажей в качестве героев также неслучаен. Их имена обросли таким количеством легенд, анекдотов и интерпретаций, что чем абсурднее они поданы, тем более реалистичными они кажутся. Эпизод с "переправой" через Урал стал настоящей вишенкой на торте.

    В целом, Чапаева и Пустоту можно считать настоящим портретом эпохи и одним из ярких образцов российского постмодернизма в литературе. В первую очередь - это яркая, интересная и увлекательная игра с литературными и историческими образами двух смутных, сложных и переходных эпох России, которая слегка приправлена матом и пошловатыми сценами, но в целом, они были к месту и служили для раскрытия героев (например, беседа бандитов за костром), где реальность была с её постоянными убийствами, воровством, необразованностью и подлостью заставляла обращаться к поискам вечного кайфа и дороги в заветную Внутреннюю Монголию.

    8
    1,6K