Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Котлован

Андрей Платонов

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2020 г.

    Красная смерть глазами Платонова.

    Особняком в литературе выделяется направление антиутопия. Что это вообще такое? В антиутопии автор зачастую пишет об общественном строе, который кажется читателю пугающим, но в то же время какие-то его черты могут проявиться в не столь далёком будущем. Эта черта и приковывает внимание читателя, потому что пробуждает в нем желание размышлять, почувствовать все слабые стороны политического режима и, возможно, сделать шаги к лучшему.
    Разумеется, существуют антиутопии с разным посылом и манерой написания. Сложно сравнивать "Котлован" Андрея Платонова и "Мы" Замятина, однако некоторые черты принципиально отличаются. Во-первых, нельзя не отметить, что образы Платонова более размытые и собирательные (у Козлова было "мутное однообразное лицо" и "сырые глаза", у Чиклина - "маленькая каменистая голова", у пионерок на лицах остались "трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения", у мужика, прибежавшего из деревни, были глаза "хуторского, желтого цвета"), нежели точеные и ясные портреты Замятина ("И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у висков темные брови — насмешливый острый треугольник, обращенный вершиною вверх — две глубокие морщинки, от носа к углам рта. И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х — как крест: перечеркнутое крестом лицо.

    I подняла голову, оперлась на локоть. По углам губ — две длинные, резкие линии — и темный угол поднятых бровей: крест.

    Я молча смотрел на ее лицо: на нем сейчас особенно явственно — темный крест."). Во-вторых, когда в "Мы" разум героев в большинстве случаев подчинен математическим расчетам или насильственному истреблению фантазии, в "Котловане" ни один герой не проявил истинной любви к жизни: их разум занят строительством будущего.
    Стоит отдать должное роли деталей и символов в повести Платонова. Начиная значением имен и заканчивая вещицами, которые собирал Вощев. Возможно, многие отметили необычное звучание этой фамилии, и если копнуть глубже, можно обнаружить, что "вотще" - это устаревшее "тщетно" или "напрасно". Также звучание напоминает "вообще", а в разговорной простонародной речи "воще". Действительно, в образе главного героя эти два значения приобретают особый оттенок. Вощев - единственный персонаж, ищущий смысл бытия и не подвергшийся слепо влиянию общества (


    Вощев в испуге глядел на животных через скважину ворот; его удивляло душевное спокойствие жующего скота, будто все лошади с точностью убедились в колхозном смысле жизни, а он один живет и мучается хуже лошади.

    ). Также стоит заглянуть в словарь и обратить внимание на значение имени Анастасия. С греческого оно переводится как "воскресшая" Она является как бы образом, воплощающим будущий счастливый социализм (


    Главный – Ленин, а второй – Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!

    )
    Правда, в образе Насти многое удивляет читателя, впервые столкнувшегося с антиутопией. Платонов преподносит нам ее портрет, заранее утвердив значение ребёнка:


    ...дети - это время, созревающее в свежем теле...

    Это означает следующее: на протяжении произведения судьба Насти будет напрямую отражать судьбу равного общества , светлого будущего в понимании Платонова. Огромную роль играет в произведении как смерть, так и просто ее образ,символика. Например, гротеск прослеживается в Настином отношении к матери, ведь она ребенок, но уже говорит прописными истинами, презирает мать за то, что она "буржуйка" и совсем не против её смерти. Так и идеология социализма непримирима с зажиточными людьми. Жизнь Насти словно изначально была переплетена со смертью: она спала в гробу вместо кроватки, постоянно говорила о смерти, выглядела больной и бессильной. Несмотря на это, её превозносили остальные герои повести, так как видели в ней человека, для которого они строят будущее - слабую надежду на то, что их труд все-таки не бессмысленный. Настя словно руководила ими, зажигала страстью работы.
    Какой в понимании автора социализм и каким путём он достигается? В произведении весьма ярко показан процесс коллективизации, которой способствовал даже медведь, то есть вся живая сила. У героев нет яростного желания расправы, однако они совершают её как должное,как обязанность. Идеальное общество еще не достигнуто, но герои уже находятся в равенстве. Все-таки равенство, показанное Платоновым, не соответствует счастливому представлению советских людей первой половины двадцатого века. Герои живут в бедности и хмурой действительности, объединяет их только работа. Они трудятся каждый со своим настроем. Например,


    Чиклин без спуску и промежутка громил ломом плиту самородного камня, не останавливаясь для мысли или настроения, он не знал, для чего ему жить иначе – еще вором станешь или тронешь революцию.

    Сны рабочих показательны не менее:


    Разные сны представляются трудящемуся по ночам – одни выражают исполненную надежду, другие предчувствуют собственный гроб в глинистой могиле; но дневное время проживается одинаковым, сгорбленным способом – терпеньем тела, роющего землю, чтобы посадить в свежую пропасть вечный, каменный корень неразрушимого зодчества.

    Наконец делается вывод, произнесённый одним из персонажей:


    Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете.

    Рассуждая на тему, что такое для автора социализм, нельзя не отметить, какая же тонкая грань между смертью и жизнью в произведении. Я уверена, что не только меня поразила та лёгкость, с которой герой может от усталости при желании лечь и умереть. Он словно в силах распрощаться с жизнью, потому что в общей массе она утеряла какое-либо значение. Человек для социализма - это просто строительный материал, клочок разрезанного на частички полотна.


    Пора пошабашить! А то вы уморитесь, умрете, и кто тогда будет людьми?

    Смерть в "Котловане" - последовательный итог жизни в тоске. Работа может отвлечь человека, но может ли она заменить ему чувства до конца его дней? Даже животные в мире Платонова обязаны исполнять обязанности (лошадь - колхозную работу, медведь - кузнецкое дело). Они под стать людям не хотят тянуть безрадостную жизнь.
    Я отметила при прочтении пейзаж, вечно хмурый, суровый. Даже солнце не поднимает настроение, а надрывается, чтобы поддерживать свет в мире, где его не ценят.

    Все сводится к логичному финалу. Настя не выдержала бедной жизни без любви и умерла.

    Даже несчастный в своих поисках Вощев был расстроен до глубины души:


    Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и замучилась с теченьем времени.

    Таким убийственным и бессмысленным выглядит построение коммунизма, потому что люди пытаются жить будущим, жертвуя настоящим! В короткие сроки невозможно изменить уклады общества, но возможно разрушить жизни множества людей.
    Для меня оценка этой книги не может быть максимальной просто потому, что автор оставил недосказанность. Он выразил свое отношение через детали, но оставил читателя в том положении, когда "додумать" концовку практически нереально. Настя, единственная ниточка к желаемому будущему умерла, но что выпадет на долю остальных? Более того, кроме патриотических чувств, проскальзывают моменты, где герои на самом деле раскрываются как чувствующие и искренние люди. Почему нельзя было раскрыть в полной мере историю с загадочным поцелуем, например? Мое субъективное мнение никого не должно сбивать с мысли, но книга, оставившая в душе такой тёмный отпечаток реальности, не может оставить читателя без достаточного объёма раздумий.
    Как известно, у Платонова были натянутые отношения с советскими критиками, что вполне обоснованно. В разум простого гражданина могли после прочтения проникнуть "вредные" мысли. Андрей Платонович, выходец из простой семьи машиниста, не видел ничего светлого в лишениях людей ради "радужного" будущего. По слухам, Сталин, когда читал его произведения, оставлял на полях бранные слова, которые характеризовали писателя. Конечно, взгляды могут различаться, но к одним будут относиться благосклонно, а других не подпускать к печати. Нужно было иметь особую смелость, чтобы написать такую повесть, как "Котлован". Увы, Платонов был признан посмертно, потому что его антисоветские произведения были опубликованы слишком поздно.

    6
    799