Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bonjour tristesse

Françoise Sagan

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2020 г.

    «Прощай, любовь!»

    Это моя первая книга у Франсуазы Саган. Возможно, не то произведение я выбрала для знакомства. Возможно, не стоило мне ждать воздушности, романтичности и трогательности повествования. Возможно, я ничего не поняла.

    И оттого заранее извиняюсь, если кого-то из поклонников автора оскорбит мое мнение.

    Написано, конечно, прекрасно. Нежный язык, без лишнего, но с точными психологическими деталями. Саган лаконична и «правильна» одновременно. Удовольствие можно получить просто от бездумного чтения, т.е. не разбираясь в сюжете, в героях, не пытаясь вникнуть в авторскую мысль. «Вкусно написано» – так лучше. И, право, не старайся я проникнуться историей, остались бы положительные впечатления. А сам сюжет… и герои…

    Давно меня в книгах так никто не раздражал, как главная героиня этой небольшой повести. Саган сумела создать настолько отвратительного персонажа, что даже просто терпеть его проблематично, не говоря уж о сопереживании. Более того – у меня создалось впечатление, что Саган полностью на стороне своей героини, считает ее «хорошей» и все ее глупости оправдывает.

    Зовут ее Сесиль. Юная девушка, учится (нет, не учится), играется. Интересно, что несколько лет она провела в женском пансионе, но там ее, кажется, ничему не научили. Из пансиона она возвратилась домой, к отцу. Мать ее давно умерла. Отец ничем не занят, кроме завязывания любовных интрижек (это, кстати, симптоматично – что все персонажи заняты лишь любовью, прочие стороны жизни их благополучно отторгают).

    Вместе с отцом и очередной его любовницей Сесиль уезжает на дачу. Казалось бы, идиллия. Прогулки, катания на речке, цветочки, ягодки… Но в этот прекрасный мир внезапно вторгается давняя знакомая, интеллектуалка Анна, влюбленная в отца Сесиль. А тот отвечает ей взаимностью… и решает послать нынешнюю любовницу Эльзу подальше, без объяснений (еще один симптом – в этой книги герои не хотят объясняться, не пытаются просто поговорить… расстаться по-человечески!).

    Сесиль – человек самостоятельный, ее уже замуж зовут. Но вместо того, чтобы заниматься своей жизнью, она хочет вмешаться в отношения своего отца и Анны. Ей, в общем-то, наплевать, что отец ее в кои-то веки влюбился и счастлив. Она размышляет: «Ах, ну мы с папой были так близки, а теперь он думает об этой Анне! Мы с ним такие легкие, любим случайные интрижки, любим красивых и глупых, а эта Анна… ах, эта Анна такая умная, что я чувствую себя неполноценной близ нее. Зачем папе умная женщина? Пусть лучше со шлюхами встречается. Ах, он хочет на ней жениться! Как можно? Она ограничивает нас! Она слишком умная и приличная для нас. Нужно их разлучить, обязательно!»

    Желание разлучить во что бы то ни стало двух людей – это уже признак огромной глупости. Можно было бы списать на юный возраст, но я лично считаю, что все дело в избалованности и эгоистичности Сесиль. Вам что-то может не нравиться, но вмешиваться?.. Сделать близкого человека (отца, мать, друга) несчастным из-за своего несогласия с его выбором?.. И это любовь? Разве любовь – это не уважение, в т.ч. к выбору любимого человека?..


    «Я хотела не то чтобы унизить ее, но заставить принять наш взгляд на жизнь. Пусть узнает, что отец ее обманул, и трезво оценит это событие как чисто плотскую прихоть, а не как покушение на ее личное достоинство и честь… Ох, как усложняло нам жизнь ее чувство собственного достоинства, самоуважения».

    Сесиль – отвратительная интриганка. Ей важны лишь ее чувства. А что еще? Интересов у нее нет, единственное удовольствие в ее жизни – поиск очередного мужчины, без любви, нежности и привязанности, лишь бы хорошо удовлетворял ее. Она без нравственных мучений вертит влюбленным в нее мужчиной, втаскивает его в свои грязные интриги, наплевав на его мнение. Ах, ему тяжело выполнять это?! А мне что, легко выстраивать интриги? Из нее вышла бы (и вышла, должно быть) идеальная содержанка. Даже отец для нее выше не метит.


    «– А у моей дочери не будет недостатка в мужчинах, которые смогут ее прокормить, – благородно сказал отец».

    И это 20 век, после Второй мировой!..

    Она пустая, зато легко играет с «люблю – не люблю». «Любовь» у нее возникает и исчезает по щелчку пальцев. Угрызений совести нет, только бессмысленная грусть.


    «Может, я потому с такой легкостью и отдалась ему: он не перекладывал на меня ответственности – окажись я беременной, виноват будет он».

    Отец ее – человек не менее пустой. Слабый, тщеславный, не способный на настоящую любовь. Роман с искренне влюбленной в него Анной льстит ему. Такая умная женщина снизошла до него! Раньше-то у него были глупые, поверхностные, легкомысленные, корыстные. А эта Анна – интересная, глубокая, благородная, верная, и купить ее не получится! Должно быть, он что-то испытывает к ней – но все равно готов легко променять ее нежность и страстность на разовый секс просто для удовлетворения своего тщеславия самца.


    «Он не мудрствовал. Он все на свете объяснял причинами физиологическими, которые считал самыми важными».

    Жалко оттого только Анну. Увы, но и глубокий человек на свое несчастье может влюбиться в того, любить кого, право, унизительно.

    Право, выверни Саган все к нравоучительности, я бы с большей вероятностью поставила положительную оценку. Но по итогу я так и не поняла, что она хотела сказать своей историей. Самые отвратительные ее герои довольны жизнью и нисколько не мучаются, нет у них должного раскаяния. О чем эта повесть? О том, что правильно вмешиваться в чужую жизнь? О том, что не нужно меняться, не нужно стремиться к развитию? Что правильно забыть о своих недостатках и на все претензии отвечать: «Ах, я такая родилась, это не изменишь»? Что хорошо быть поверхностной, а быть глубокой – странно?.. Ну, знаете ли.

    Раздражение. Раздражение. Раздражение. Все!.. Хочется верить, что у Саган есть и интересные, и нежные, и умные книги. А пока что мимо.

    Содержит спойлеры
    88
    3,3K