Рецензия на книгу
Выбор Софи
Уильям Стайрон
Аноним29 мая 2020 г.О призрачной свободе выбора
Уильям Стайрон в своем романе "Выбор Софи" решил замахнуться на множество проблем, которые раскрываются благодаря главной героине. Остановлюсь только на некоторых.
Стинго (Язвина) - 22-летний южанин, приехавший в Бруклин. Он мечтает о славе писателя и часто предается мечтам о головокружительной карьере. Те или иные события привели его в Розовый Дворец, где он знакомится с другими героями - полькой Софи Завистовской и евреем Натаном Ландау.
Первая встреча с Софи дает нам, читателям, подсказку о мрачном будущем:
Когда я впервые увидел Софи, в моей памяти запечатлелось <...> отчаяние <...> вместе с горестной тенью предчувствия смерти, к которой очертя голову движется человек.Подобные предчувствия еще не раз охватывали повествователя Язвину:
Потом я снова заснул и проснулся уже перед самым рассветом, среди ночной тишины - сердце у меня колотилось, и, весь в холодном поту, глядя в потолок, отделявший меня от спящей Софи, я вдруг понял - так ясно, как бывает только во сне, - что она обречена.Близкое знакомство и тесная дружба помогли Стинго узнать трагические события, через которые прошла полька. Повествование расширяется за счет воспоминаний Софи. Однако эти воспоминания даются автором в хаотичном порядке. То тут, то там внедряются переживания главного героя: о конфликте Севера и Юга, о неграх, о родителях, о сексуальных проблемах. К чему они? Чтобы придать достоверности событиям?
Вернемся к Софи. Главная проблема выдвинута уже в названии. О каком выборе героини говорит автор? На протяжении всего романа ей предстояло сделать немало решений: сбежать с детьми из дома в оккупированном Кракове или остаться, присоединиться к армии Крайова или не вмешиваться, украсть радиоприемник для узников в лагере или пройти мимо него, покончить с жизнью или попробовать жить после пережитого. Однако самый главный выбор был сделан по приезде в лагерь Освенцим 1 апреля, в День дураков. Выбор, которому нет прощения.
Другая проблема - проблема веры в Бога. Стайрон не так много уделил ей внимания, но верить или не верить - тоже выбор, которого может не быть у того, кто прошел через ад.
Около того центра была маленькая церковь <...> так вот у меня была мысль, что, если я убью себя в этой церкви, это будет самое большое богохульство, какое я могу сделать, а мне, понимаешь, было уже наплевать: после Освенцима я не верила в Бога или что он есть. Я говорила себе: он повернул свою спину ко мне. А раз он повернул свою спину ко мне, значит, я его ненавижу...Пережитое становится невыносимой ношей, которую Софи хочет сбросить. Спасения нет. Единственный близкий человек превращается в палача, а воспоминания давят отовсюду:
Такая мерзость, можно подумать, они от чего-то страдали, эти уютно устроившиеся американские евреи...Ставлю 4 звезды, так как повествование затянуто подробностями, не имеющими прямого отношения к главной героине.
Содержит спойлеры2810