Рецензия на книгу
Сердцедер
Борис Виан
Аноним29 мая 2020 г."Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" А. пушкин
Я не читала биографию Бориса Виана, но уверена, что он жил и мыслил на верхней планке возможного. Только пережив и перемыслив многое, можно выступить в роли писателя- сердцедера. Да, именно так я понимаю название этого великолепного романа- сердцедер это сам автор. Он преподнес нам литературную картину мира или, лучше сказать мирка, населенного существами, лишенными разума, а следовательно и сердец человеческих ( вспомним Гойю: сон разума рождает чудовищ), пребывающими в состоянии отупения. И это отупение является , цитируя автора, " столь безыскусным, что борьба с ним казалась делом совершенно безнадежным"! В этой фразе , я думаю, ключ к пониманию романа. Ещё замечу, что в романе логически выведена и завершена на примере Жакмора мысль о том, что человек мыслящий и ведомый какой - то идеей, попадая намеренно или чаще по воле случая в такое место- болото, как описанное в романе, очень часто , сам того не осознавая бывает замосан этим болотом, и не имеет ни сил , ни даже желания вылезти. Жакмор был засосан этой средой, растворился в ней. Здесь уместны ассоциации с " Женщиной в песках" Кобо Абэ и еще , пожалуй, " Господином К на воле" Матея Вишнека. Тоже достойные вещи и наглядные примеры увязания в среде людей к этой среде не принадлежащих. Отдельно замечу о жестокости в описании быта и привычек аборигенов , лишенных автором сердец и облика человеческого. Виан делает это, кстати сказать, не в столь реалистичной манере, как , например, Л. Толстой (подросток - каторжник, спящий в жиже у бочки с парашей , " Воскресение") или Д. Григорович ( бегущую за гробом матери по лютому морозу в лёгкой рубашонке Дуньку, бегущую из безжалостного мира навстречу верной смерти, "Деревня ") или Л. Краснахоркаи ( ушедшую к ангелам от людей с помощью крысиного яда Эштике, " Сатанинское танго") . Примеров не счесть. Так что Виан не первый и не последний серцедер, сердцедерством литература , как и жизнь, полным полна, не выхлебать. Роман, конечно, требует читательского опыта и определенного склада ума, чтобы быть принятым. Он зрелый и сложный. Читателю нужна подготовка к прочтению. Это можно сравнить с пониманием сложной, зрелой музыки , например, Шостаковича. Два этих гения 20 века стоят на равновысоких пьедесталах, не у каждого хватит роста их постичь!
41,3K