Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним28 мая 2020 г.1000 и 1 беззаконие. Времена меняются - люди не меняются
«Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом»
(Лев Толстой)Доброго времени суток.
Роман «Воскресение» Льва Николаевича Толстого ознаменовал собой целую эпоху. Эпоху александровских реформ, легализацию «домов терпимости», отмену крепостничества. Бедность одних и богатство других.Здесь не будет светских балов и роскоши - это не «Анна Каренина». Здесь не будет отваги и мужества – это не «Война и мир». Лев Николаевич переносит читателя в мир социального ада: в грязный тюремный барак, в пугающий сумрак покойницкой. Мир изувечен. Мир, в котором верят и не веруют, мир, в котором 35 ступеней наказания, мир, разделённый на сословия. Это 19 век. «Воскресение». Добро пожаловать.
= Золотому веку посвящается: о внебрачных детях, безродных родителях и царской России =
История героини «Воскресения» Катюши Масловой началась вполне невинно… с любви. Но если Анна Каренина была отправлена Толстым под поезд, то бедной
Катюше пришлось умереть символически.Родилась Катюша в деревне у простой дворовой женщины, которая очень любила рожать, но очень не хотела быть матерью. Какая страшная метаморфоза, не правда ли?
Толстой описывает это так: «Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребёнка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребёнка, и он скоро умирал от голода». Такую же участь мать приготовила и своему шестому по счету ребёнку – Катюше Масловой.
Немного истории: родиться в Российской империи вне брака было равнозначно клеймению. Статус «незаконнорожденного» являлся позорным, а его носитель - бесправным: ребенок не наследовал имущества своих отца и матери, не имел право на отчество. Родив, незамужняя крестьянская женщина стремилась всячески избавиться от «позорного плода»: детей подкидывали другим семьям, убивали, о них не заботились. Алиментных обязательств не было (ситуация изменилась лишь в 1902 году с принятием Закона «Об утверждении правил об улучшении положения незаконнорожденных детей»). Неприятие внебрачных детей было обусловлено, с одной стороны – патриархальностью общества, а с другой – мощным влиянием церкви, жестко регулировавшей семейные отношения. Например, согласно «Своду законов Российской империи» (том 10) – внебрачный ребёнок (т. е. рожденный вне брака) признавался «незаконнорожденным» даже после вступления родителей в брак. Таким образом, судьба выгонка (так называли внебрачных детей на Руси) не волновала ни государство, ни общество... главное «всё по канонам».
От неминуемой гибели Маслову спасли две старые барыни. Одна хотела сделать из неё воспитанницу, другая - горничную. В результате получилась «полугорничная-полувоспитанница». Так Катюша стала жить и работать в имении Нехлюдовых.
= История НЕлюбви: от патриархального насилия до мизогинии =
Князь Дмитрий Нехлюдов, потомственный дворянин, трепетно оберегаемый своей матерью, - не всегда был негативным персонажем. По крайней мере в книге Нехлюдовых будет два: один - порядочный девятнадцатилетний юноша, жертвующий своим имением во благо других, и другой - недалёкий эгоист, погрязший в разврате и похоти.
Первая встреча Нехлюдова с Масловой произошла в имении его тётушек, когда ему было 19 лет. Но эта была совсем другая любовь и совсем другой Нехлюдов.
Цитата:
«Нехлюдов, сам не зная того, любил Катюшу, как любят невинные люди, и его любовь была главной защитой от падения и для него и для нее. У него не было не только желания физического обладания ею, но был ужас при мысли о возможности такого отношения к ней».Ух, Лев Николаевич, завернул так завернул!)) Любить такой любовью могут только дети, либо люди совсем неиспорченные, - последние являются раритетом и повсеместно не встречаются.) Впрочем, и тех, и других общество портит одинаково быстро. Такая страшная трансформация произошла и с Нехлюдовым. Когда юный Дима хотел помогать бедным - над ним смеялись, когда он говорил, что нельзя быть развратным - он подвергался осуждению, когда он говорил, что хочет остаться девственником до женитьбы - мать испугалась за его здоровье. Всё правильное, вдруг оказалось неправильным. И Нехлюдов сдался.
2 года спустя Нехлюдов вновь посетил дом своих тётушек, но уже другим человеком. Эта встреча для Масловой закончилась плохо: кто-то пытается разглядеть в этом эпизоде романтический подтекст, кто-то случившееся оправдывает, а фактически Нехлюдов Катю изнасиловал. Дал напоследок 100 рублей (откупился) и сбежал. Из произошедшего следует сделать один единственно правильный вывод - Нехлюдов никогда не любил Маслову, ни 2 года назад, ни тем более сейчас. Никогда. Точка.
С этого момента жизнь Катюши пошла под откос. Очень скоро беременную Маслову выгнали на улицу. Она больше не могла прислуживать тётушкам Нехлюдова. Далее Толстой очень живо рассказывает про отношение к женщинам из низших сословий в царской России.
Катюша устроилась на работу к становому, но это было ненадолго... он стал её домогаться. От назойливых приставаний у беременной Масловой окончательно сдали нервы, и она послала его к чертовой матери. Её уволили. Затем была ещё одна попытка устроиться на работу, которая закончилась точно так же, как и первая, а потом ещё и ещё. Патриархальный мир не хотел видеть в Масловой человека - в ней хотели видеть проститутку.
Во время родов деревенская повитуха заразила ребёнка Катюши горячкой и он умер.
Как думаете, что самое жуткое в этом сюжете?
Поступок Нехлюдова? Разрушенная любовь Кати? А может, отвратительное отношение господ и помещиков? Самое страшное - это смерть ребёнка и состояние фатальной обреченности, в которой оказалась героиня романа. Толстой оставляет Катюшу без выбора. Как в сказке у Пушкина - иди хоть направо, хоть налево... итог один.Когда деньги у Масловой закончились, она оказалась в притоне.
В 1844 году в Российской империи были легализованы публичные дома. Огромное религиозное государство вдруг позабыло о заповедях Божьих. «Не прелюбодействуй», - говорит 7 заповедь. Но блуд узаконили, а вот «незаконнорожденных» детей почему-то забыли.
Спустя 10 лет Катя и Нехлюдов снова встретятся: она в роли подсудимой проститутки, обвиняемой в убийстве, которого не совершала, он - в роли присяжного заседателя. В душе Нехлюдова что-то ёкнет, ему станет стыдно за свой поступок. И он попытается ей помочь. Вот только имеет ли смысл исправлять то, что исправить уже невозможно?
Судьба Масловой искалечена навсегда, ребёнок умер... а нелепая судебная ошибка определила ей место на каторге.= Вместо эпилога =
Зачем Толстой выписал Масловой «билет в никуда»?
Ответ прост. Чтобы максимально наглядно продемонстрировать отсутствие социальной мобильности для низших слоев населения в России 19 века и убогость их положения. Родилась прислугой? Умрёшь прислугой. Родился нищим? Умрёшь нищим, - как бы констатирует Толстой на протяжении всей своей книги, возмущаясь устройством общества.
Роман Воскресение это не про разбитую любовь и сложные отношения мужчины и женщины. Это отпечаток истории. И в этой истории, как и в любой другой, есть всё - плохое и хорошее, мрачное и светлое, грязное и чистое. Это история о людях, вернувших себя.102,2K