Рецензия на книгу
Fragile Things: Short Fictions and Wonders
Neil Gaiman
Аноним12 февраля 2012 г.Очень удачно подобрано название. Рассказы – это очень хрупкие вещи, их так легко потерять, забыть, пропустить, так легко жестоко с ними обращаться и не обращать на них внимания, а, обратив, презрительно фыркнуть «я так тоже могу», захлопнуть книгу и забыть об их существовании на этом свете. Воистину хрупкие.
После «Хрупких вещей» мне сразу вспомнилось, почему отношения с Гейманом у меня складываются очень по-разному. Есть у него такая привычка – не знать меры, особенно что касается фантастических и мистических элементов. Прекрасное повествование он вполне может прервать абсолютно «невтемной» частью, да и любит Нил сочетать несочетаемое. И во многих случаях это у него не очень-то хорошо получается.
«Хрупким вещам» я поставила три звезды по одной причине. Если бы это был роман, то получил бы он твёрдую четвёрку, а так я смотрела, сколько рассказов из общего количества понравились, сколько прошли мимо, а сколько откровенно разочаровали. К слову, бонусные стихи, скажу сразу, не тронули совсем, разве что стих про незамеченный Апокалипсис заставил улыбнуться. Итак.
"Этюд в изумрудных тонах". Кроссовер Шерлока Холмса и Лавкрафта с подвохом. Не впечатлило, хотя параллели и финал всё же порадовали.
"Октябрь в председательском кресле". Тепло и грустно, как сам октябрь. Пускай идея о двенадцати месяцах не нова, а история Коротышки в нашем мире оказалась бы совсем иной. Очень понравилось.
"Запретные невесты безликих рабов в потайном доме ночи пугающей страсти". Понравилось, эдакий "шиворот-навыворот", в котором что-то никогда не меняется. Смешно и в точку.
"Крупицы воспоминаний". Как-то ни о чём.
"После закрытия". Хорошо написанная, но ничем не выдающаяся история.
"Горькие зёрна". Ох, и навалено же тут всякого в одном флаконе. Понравилась история о кофейных девочках и интересный подход к превращению в зомби.
"Другие люди". Цепануло, как будто Гейман описал что-то реальное и страшное.
"Сувениры и сокровища". Секс, секс, ещё секс, а потом ещё и основная "вишенка" истории - раса, которая раз в несколько поколений продаёт в рабство одного из своих мужчин, прекраснейших существ на земле, и на эти деньги безбедно живут до следующей сделки. Как-то противно от этого рассказа.
"Басовый ключ". Трогательное признание в любви, которое мне близко. Понравилось.
"Факты по делу об исчезновении мисс Финч". Цирк у Геймана получился прекрасным - загадочным и немного страшным, да и компашка творческих личностей, которая не может сообщить о пропаже человека в полицию, потому что им никто не поверит - тоже. На этом всё.
"Странные девочки". Зацепило и прошлось по нервам - совсем крохотный, но прекрасный рассказ.
"Арлекинка". Образы и намёки, но как только пытаешься глянуть чуть глубже, очарование рассказа исчезает. Впрочем, есть в нём что-то притягательное и немного жестокое.
"Проблема Сьюзен". Эта проблема меня интересовала с детства - ещё с тех пор, когда я почитала "Хроники Нарнии" за простые сказки, не видя в них никакого подтекста. Тогда мне просто было обидно - как, наверное, едва ли не каждому читателю. А Гейман очень точно в этом рассказе всё то, о чём я думала при перечитывании в более сознательном возрасте.
"Как ты думаешь, что я чувствую?". Ничего я не чувствую - так отвечает герой, так отвечаю я после прочтения рассказа. Образ горгульи, которая по желанию героя защищает его сердце от возможной боли, цепляет, но он скрывается под ворохом бытовухи и метаний героя и смазывается.
"Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира". Мимо. Идея хорошая, но всё настолько поверхностно, что даже общую канву не уловить.
"Кто-то кормит, кто-то ест". Вот вроде бы простая вампирская страшилка, а понравилась и зацепила - то ли атмосферой, то ли тем, как в итоге всё оказалось, то ли просто тем котом.
"Голиаф". Очень и очень понравилось, едва ли не лучший рассказ из всего сборника. Он цельно выписанный, неглупый, атмосферный и невероятно грустно-правдивый, хотя сама идея в каком-то роде давно не нова.
"Страницы из дневника..." Атмосферно и красиво, но даже с учётом того, что "Американские боги" прочитаны совсем недавно, не производит особого впечатления.
"Как общаться с девушками на вечеринках". Ещё один очень хороший рассказ, в котором подростковые комплексы и проблемы исчезнувших цивилизаций очень плавно переткают друг в друга.
"Жар-птица". Солнечный, острый и горячий рассказ, пропитанный песком и пеплом Египта и каким-то мимолётным очарованием. Очень понравилось.
"Повелитель горной долины". Это продолжение "Американских богов", вот только боги здесь не американские, и в этом всё заковырка. Здесь всё пропитано дождём и сыростью Шотландии, запахом вереска и призраком в горных озёрах, здесь совсем другие боги и совсем другие существа живут. Понравилось, но мне, как и Тени, весь рассказ очень хотелось вернуться домой.
Гейман остаётся одним из тех очень немногих писателей, когда я не знаю - понравится мне следующие его творения или нет, бью наугад, иногда попадаю в десятку, иногда разочаровываюсь, но всё же продолжаю и продолжаю читать. Чем-то он неуловимо притягивает - воображением ли, атмосферой, или ещё чем, - заманивает в свои сети и уже не отпускает.
623