Рецензия на книгу
Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин
Аноним22 мая 2020 г.Этот роман, наверное, один из самых необычных за весь мой читательский опыт. Поначалу я, конечно, была уверена, что Пётр Пустота в реальности просто болен, а мир, где он рассуждает с Чапаевым о пустоте ему лишь снится. Но потом я вспомнила цитату Пелевина о том, что это единственный роман в мировой литературе, всё действие которого происходит в абсолютной пустоте. И тут я поняла, читая роман где-то на середине, что логику нужно просто отключить. Хочу отметить, что Пелевин, хоть и в своеобразной форме, но очень хорошо и понятно изложил одну из основных концепций дзен-буддизма - Пустоты. Зная о биографии писателя не так много (что очевидно, ведь кто-то верит, что Пелевина не существует, потому что на публике он никогда не появлялся, и скрывается он даже в интернете), читая роман сразу видно, что автор глубоко заинтересовать восточной философией и запрещенными природными «веществами». Временами было сложно продираться через потоки сознания разных персонажей, которые, как мне казалось, иногда не несли никакой смысловой нагрузки. Отмечу, что диалоги мне очень понравились — как просто и понятно говорили персонажи о сложных для понимания философских вещах. Наверное, любой читатель поначалу ассоциировал себя с главным героем Петром Пустотой, который тоже не понимал, что вообще происходит. В романе очень много абсурда. Но у Пелевина этот абсурд со смыслом. Особенно меня озадачила и немного позабавила сцена с рысаками, когда Петр спросил Чапаева, где стоящая перед ними лошадь находится, а Чапаев ответил — так вот же, стоит перед нами.
Очень много цитат я выписала для себя из этого романа. О том, как Чапаева поразило звёздное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас, о том, что всё, что мы видим — находится лишь в нашем сознании, и что и мы нигде не находимся, и сознание наше тоже нигде не находится — всё в таком духе. Естественно, большинство таких изречений принадлежит Чапаеву — он ведь идейный центр романа, этакий «гуру пустоты». Но мне из всех персонажей в романе ближе всего оказался таксист, который появляется буквально на 1-2 страницах, и говорит Петру: «Делать вид, что сомневаешься в реальности мира, - самая малодушная форма ухода от этой самой реальности. Полное убожество, если хотите знать. Несмотря на свою кажущуюся абсурдность, жестокость и бессмысленность, этот мир всё же существует, не так ли? Существует со всеми проблемами, которые в нём есть?»81K