Рецензия на книгу
Цвет волшебства
Терри Пратчетт
Аноним20 мая 2020 г.Где-то на просторах Вселенной плывет гигантская черепаха Великий А'Туин. Чинно и медленно она плывет куда-то, возможно, навстречу другой черепахе. Но рассказ не об этом. На спине это черепахи есть слоны, а на их спинах покоится Плоский мир. Ничего не напоминает?И вот на этом самом мире-диске свои законы физики и магии. А самое главное все старательно избегают называть вслух число равное сумме трех и пяти.
Если вы имеете хоть какое-то представление о жанре фэнтези, то уже понимаете о чём и о ком сегодня пойдет речь.
Плоский мир - один из самых известных книжных миров. Многие мои знакомые будучи подростками зачитывались серией Пратчетта. И хоть я уже не подросток, обойти столь значимую историю не смогла.
"Цвет Волшебства" открывает историю Плоского мира и знакомит нас с основами основ. За небольшой промежуток времени нам демонстрируют двух основных героев: Двацветок, первый турист Плоского мира, и недоучка-волшебник Ринсвинд, нанявшийся к нему гидом. Ах да, есть еще третий персонаж - очаровательный Сундук из разумной груши, всюду следующий за своим хозяином.
Что можно отметить на начальном этапе знакомства? С одной стороны, книга простовата, с другой -сам черт ногу сломит.
Такое чувство, что писатель садился создавать её, не до конца продумав и определившись, куда пойдёт история. Нет какой-то целостности или общего стержня, вокруг которого бы строилось всё остальное. Временные скачки в начале вообще убивали: сначала всё сгорело, потом мы вернули узнать, почему сгорело, а потом ещё немного интриг и описания ситуаций с разных точек зрения. Какого-то явного выделения данных частей при это, по крайней мере в моем издании, не наблюдалось. Так что первая треть книги прошла под аккомпанемент постоянных воплей мозга: " Что? За что? Кто это вообще? Пощадите-е-е!"
Уже потом всё более-менее выровнялось. Благо герои получились довольно продуманными и следующими до конца своей логике и не нарушали созданные образы просто так.
С другой стороны поражает, как Пратчетт легко вводит и выводит второстепенных героев. Вот просто моментально. Хоп - вот тебе дриады, они вымерли на самом деле, но почему-то нет, но почему я тебе не скажу. А вот хоп - и они исчезли и больше я о них не упомяну. Вот тебе два варвара-героя, про них вроде как всем известно, даже на других континентах, но больше мы их не встретим. Кто-нибудь вообще понял, куда делся меч?
Если не поняли - не страшно. Мы сейчас совершим очередной временной скачок и пространственный тоже и восстанавливайте прошлое по оговоркам. Да, это образец того, как нужно подавать информацию читателю не сплошным текстовым блоком, а с помощью живого диалога. Но, если подумать, создается впечатление, что мысли автора просто бежали так далеко и быстро вперёд, что пальцы просто не успевали записывать, а мозг такой - тут мы потеряли обоснуй, тут у нас исчез персонаж, а тут дыра. Ну ладно, сейчас парочку предложений вставим - и так сойдёт.
Конец довольно смазанный, но это хороший задел для следующих книг. В целом, "Цвет волшебства" не произвел впечатления книги всех времен и народов. Здесь есть немного юмора, интересных рассуждений и сравнений, забавных персонажей, но все это не выглядит единым организмом. Это очень мешает создать полное впечатление, Плоский мир выглядит не просто плоским, но и картонным.
Надеюсь, это просто первые мазки, которые просто не было времени переделать. Возможно дальше все развешанные ружья выстрелят, а персонажи закончат свои истории хотя бы в упоминаниях. Тогда я закрою глаза на довольно слабый сюжет, спихнув всё на летящую фантазию писателя. Если же нет...
Нет, всё-таки классика жанра, не может же Пратчетт настолько меня подставить и оказаться средненьким чтивом для подростков!
2140