Рецензия на книгу
I Capture The Castle
Dodie Smith
Аноним11 мая 2020 г.Решила поднаверстать в области условной классики YA и взяла почитать эту книжку – уж очень её все любят, и ревьюеры на Goodreads, и Джоан Роулинг, и Галина Юзефович. Ну что я могу сказать – если в рецензиях написано, что книжка для фанатов Джейн Остин, то нужно к этому прислушиваться и книжку игнорировать, тогда и не нужно будет шипеть и плеваться.
«Я захватываю замок» – это дневник семнадцатилетней Кассандры, её семья живет в английской глуши в 30-х годах, и первая треть книги посвящена описанию их нищего быта. В семье Кассандры никто не хочет работать – у папы-писателя творческий кризис и будто бы депрессия, мачеха-натурщица ездила бы в Лондон позировать, но кто тогда будет всех обслуживать, сестра ничего не умеет и не собирается уметь, и просто хочет замуж за деньги, ну и самой Кассандре не приходит в голову мысль «а не поработать ли». Только сирота Стивен, который тоже живет с ними, придумывает, как бы ему содержать всё это прекрасное семейство, не получающее никакого дохода и задолжающее всем лавочникам округи.
Но тут в деревне появляются два богатых брата-холостяка, и фокус дневника Кассандры съезжает с нищебродства на романтику. Сестра её пускается во все тяжкие, лишь бы охмурить одного из них – и сама признает, что ей все равно, какой он, хоть чудовище, лишь бы денежками в кармане звенел. Сама Кассандра тоже начинает испытывать романтический интерес к одному из братьев, и этому посвящены остальные две трети книги. Причем хоть ревьюеры и пишут, что это традиции Джейн Остин в декорациях 20-го века, на деле для Кассандры и её сестры 20-й века, кажется, так и не наступил, потому что и рассуждают, и ведут себя они как героини викторианского романа – Кассандра сама упоминает, что они особо не видели современных девушек и понятия не имеют, как те, например, одеваются, а их представления о мире черпаются из романов Остин и Бронте.
В общем, какие-то абсолютно бессмысленные люди, ведущие бессмысленную жизнь – не то чтобы мы как человечество в принципе очень осмысленные, но эти товарищи просто какой-то экстремальный кейс. Не потому даже, что не приносят пользу обществу (кто из нас приносит, если разобраться), а потому что не приносят пользы даже самими себе.
У книжки, напомню, много поклонников, и если вам такое нравится, то меня, конечно, слушать не надо. Просто лично я со своей капиталистической системой ценностей с трудом выношу такую жизненную позицию и не нахожу в ней ни капли очаровательного. Надо срочно заесть каким-нибудь кровавым фэнтези с пытками и беспорядочными сексуальными связями.
Кстати, пока читала I capture the castle, вспомнила другой роман, чуть-чуть похожий по интонациям (но только по интонациям) – «Интимный дневник Салли Мара» французского сюрреалиста Раймона Кено. Он тоже дневникового типа, как можно догадаться, но не про загнивающую аристократию, а про ирландский рабочий класс – тамошнее семейство постоянно бухает и дерется, а героиня осмысляет не романтику, а секс. Обе книги вышли примерно в одно время, с разницей в два года, но впечатления от них очень разные.
Начиная читать Кено, нужно держать в уме уйму сносок, помнить, что он – про форму и эксперименты с ней, а не про «энциклопедию дублинской жизни», и не про социалку по-серьёзке. Если читать Le Journal Intime de Sally Mara на сложных щщах, глаза на лоб лезут от всеобщей сексуальной озабоченности в сочетании с сексуальной же необразованностью, и отдельно от абьюза, которому повсеместно и ненавязчиво подвергаются, like, все. Но Кено, конечно, не про сложные щщи, а про жонглирование словами и словоформами, про язык и его границы, и немножечко про абсурдность мира.
Больше рецензий в телеграм-канале Keep Calm & Young Adult
19618