Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним3 февраля 2012 г.Вторая прочитанная мною книга Ремарка. Первой - "Жизнь взаймы" - отдал должное, однако читать что-то еще у данного автора желания не было. Но в рамках флэшмоба мне порекомендовали вот эту книгу. Да, "Триумфальная арка" сильно отличается по стилю, более эмоциональна, держит в напряжении. Я даже предположил, что это более позднее произведение, но нет: "Триумфальная арка" была написана в 1945-м, а "Жизнь взаймы" - в 1961 году.
Он - Равик, немец, беженец, живущий в Париже без документов, великолепный хирург, имеющий возможность работать во Франции только нелегально за символические гонорары. Она - Жоан, актриса. Думается мне, актриса неважная - не различает, когда представление заканчивается и начинается жизнь вне сцены, по иным правилам. Натура истеричная и крайне требовательная. К другим.
Они встретились, когда Жоан решила сыграть в самоубийство после скоропостижной смерти мужа. Равик, случайный прохожий, помог организовать похороны, нашел ей работу на первое время. Но тут Жоан взбрело в голову, что он теперь за нее в ответе и потому обязан любить и боготворить ее до самой смерти, обязан-таки "раствориться в ней" и молиться на нее. В общем, по ее сценарию на него непременно должна нахлынуть огромная, всепрощающая любовь.
И в чувство Равика я склонен верить, все же хоть какая-то отдушина, человек есть человек, даже если над ним домокловым мечом висит возможность высылки из Франции за границу, собственный дом заменяет гостиничный номер, а коротать вечера приходится за шахматами и выпивкой (уж ее-то тут в избытке, ну да буду непривычно снисходителен - ситуация...). Она же играет. На первых порах, наверное, даже неплохо. Играет роль, пытается играть им самим.
Вскоре в силу определенных обстоятельств Равика высылают из страны. На возвращение уходит три месяца - это долго, конроль на границах усилен, раньше все удавалось куда проще и быстрее. Понятное дело, что за столь продолжительное время вакантное место оказалось занято. Впрочем, понять женщину в данной ситуации еще возможно. Сколько ждать? Месяц? Три? Шесть? Никто не знает, а можно ведь и не дождаться совсем.
И все-таки он ее продолжает любить. Надеется, что она снова будет с ним, разочаровывается, борется со своими чувствами, не выдерживает, снова борется...
Стоп! А может, не любит? Может, просто ломка? Это же со стороны выглядит как тягомотина какая-то! Уж не жалость ли это, возведенная воображением в степень любви? От всего этого веет какой-то болезненностью... Скорее уж - любовный недуг. Впрочем, в его ли положении ожидать "простого домашнего счастья"...Своих кавалеров Жоан меняет с поразительной быстротой, Равик уже даже не пытается уследить за их последовательностью, а она своими примитивными, видимыми насквозь приемами пытается его удержать возле себя. И черт возьми, ей это на первых порах даже удается! Потребительство - эти ее "ты мне нужен", "ты за меня в ответе", "мне нужно, чтобы мной восхищались" (а есть ли за что? А то я не вижу что-то...) и далее в таком духе, ее дешевые вспышки ревности... Что это за дряная пьеса? Тьфу! Надоело! Все хватит про нее... И Равик, ведь неглупый человек, сам все понимает головой, а все равно еще до последнего надеется, что это правда, а правды в ее словах и поступках - ни грамма...
Всеобщая предвоенная истерия уже охватывает Европу, никто не верит в возможность мира, но и никто не хочет войны, которая все же так неизбежна, рестораны и бордели переполнены не в сезон, люди пытаются урвать напоследок еще хоть что-нибудь из той жизни, которая уже через несколько дней станет зваться мирной...
Надо сказать, что помимо романтической сюжетной линии в романе присутствует еще одна - линия мести. Равик сможет встретиться в Париже со своим давним врагом, из-за которого он теперь и обречен на жизнь без дома, без документов и имени.
Но вот еще один женский экземпляр - медсестра Эжени, из клиники, в которой практикует Равик. Ее в романе немного, но ее вы запомните хорошо. Религиозная фанатичка, добродетель с каменным лицом, серая озлобленная мышь. Я так и не понял по какому поводу она так ненавидела Равика. Но видно, что сидело в ней эта заноза очень долго. Она даже не может набраться элементарного терпения и дождаться результата своей пакости, все эти ее "невинные" вопросы "А сейчас вы в отель, да?" - уже не может дотерпеть всего нескольких часов, как пар из кастрюли с кипящей водой прорывается через крышку, так и вся эта желчь не дает покоя, требует выхода и лезет наружу...
Но Равика она не победила. Об этом она никогда не узнает, что к лучшему - зачем мешать человеку радоваться? Видно, радостей у нее немного, раз возможность отправить человека в концлагерь вызывает такую бурную реакцию организма. Он сдался непобежденным. И вообще это даже был не он. Равик остался за где-то порогом. В отель же вошел доктор Людвиг Фрезенбург.
1752