Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Три мушкетера

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2020 г.

    Делу - время, потехе - час

    Почему-то этот самый известный и популярный среди читателей всех поколений роман Дюма много лет проходил мимо меня. Признаюсь - я даже не смотрела нашу русскую экранизацию, которая, так же как и сам первоисточник, завоевала множество зрительских симпатий.

    Решив наверстать упущенное, я приступила к "Трем мушкетерам", ожидая возвышенной и романтической истории о благородстве, мужестве, силе духа, настоящей мужской дружбе, о геройских подвигах во имя прекрасных дам. Почему-то именно такие ассоциации связывались у меня с именем Д`артаньяна и его трех друзей-мушкетеров.

    Что ж, мои ожидания были совершенно беспардонным образом обмануты - ну разве что насчет храбрости и смелости наших доблестных героев мне нечего возразить. Хотя эта их пресловутая храбрость постоянно балансирует на грани безрассудства, и к концу чтения меня не оставлял в покое вопрос: как четырем товарищам всё-таки удалось выжить, несмотря на такое великое множество бессмысленных дуэлей, пьянок и кутежей, а также на почти безграничное могущество преследующих их врагов?

    Что касается моральной стороны дела - тут уж Дюма дале себе волю покуражиться над изумленным читателем! Я почти готова простить постоянные возлияния мушкетеров, их бесконечные карточные игры, опустошающие общий кошелек друзей до состояния "подайте на пропитание", и даже эти нелепые разборки в стиле "сударь, вы оскорбительно усмехнулись, глядя на мою лошадь, извольте прогуляться со мной до такого-то заброшенного местечка, дабы скрестить шпаги".

    Ладно, всё это спишем на особенности той эпохи - тогда в почете была именно безрассудная смелость и бессмысленное самопожертвование, а человеческая жизнь ни во что ни ставилась. Но, вопреки уверениям самого Дюма, что для того времени молодым мужчинам вполне нормально было находиться на обеспечении у женщин, - именно такое поведение вызывало во мне наибольшее недоумение.

    Впрочем, если отбросить излишнее морализаторство и относиться снисходительно к этическим нюансам тех лет, то вы получите большое удовольствие от полного приключений и пропитанного авантюрным духом романа, написанным в полушутливом тоне. Сам автор, ничуть не скрываясь, исподтишка посмеивается над своими героями, довольно добродушно, но ничуть не щадя их за многочисленные недостатки.

    Именно эта щепотка иронии становится отличной приправой для создания колоритных и узнаваемых образов главных героев, каждый из которых - отдельная личность, со своим характером, темпераментом и образом мышления. Самое удивительное - они вчетвером так не похожи друг на друга, что просто диву даешься, как им удалось связать свои судьбы столь тесными дружескими узами.

    Из всех мушкетеров самый интересный для меня - Атос. Может тут сыграла роль моя любовь к подобного рода персонажам, близким по духу к Лермонтовскому Печорину, которые молча несут свой груз тайн прошлого и мучительных раздумий и вопоминаний. Атос - именно из такой породы. Склонный к меланхолии, время от времени пытающийся убежать от своего прошлого при виде вина, самый молчаливый и задумчивый, самый благоразумный и рассудительный, он - настоящая опора для своих друзей в трудную минуту.

    Полная противоположность ему - говорливый и шумный Портос, не всегда способный уловить смысл тонкого юмора Атоса, самый тщеславный из 4 товарищей и самый неравнодушный к дорогим и изысканным вещам. Именно над ним чаще всего подтрунивает писатель, ставя его в неловкое положение и срывая завесы с его тщательно охраняемых от глаз товарищей тайн.

    Арамис - вечно метущаяся душа, будучи мушкетером он то и дело стремится к духовному званию. Почти столь же таинственный как Атос и свято хранящий свои любовные тайны, он выступает как бы связующим звеном между Атосом и Портосом, которые являются абсолютной противоположностью друг другу. Забавным является тот факт, что Арамис обращается к религии и возобновляет свои богословские занятия лишь в моменты наибольшего отчаяния и безнадежности. И только лишь на горизонте начинает мелькать какая-то удача, наш Арамис мигом возвращается к обычной для него жизни.

    Про Д`артаньяна хочется поговорить в последнюю очередь, но отнюдь не потому что он главный герой романа. Он будто бы лишен той особой изюминки, характерной особенности, выделяющей каждого из 3 его товарищей и отличающей его от других. Вместе с тем, Д`артаньян единственный не статичный герой, развитие которого можно проследить с течением времени. Если на первых страницах он еще наивный и неискушенный юнец, всегда действующий прямолинейно и не ищущий для себя особой выгоды, то уже к середине романа его становится не так-то просто сбить с толку и обвести вокруг пальца. В его характере появляются рассудительность и дальновидность, в мыслях и действиях прослеживается расчет, он в буквальном смысле становится взрослее и мудрее.

    Долго размышляла, какую оценку поставить книге, но в итоге остановилась на "5", несмотря на свои обманутые ожидания. Всё-таки, я думаю, Дюма хотел нас повеселить и позабавить своей историей, а вовсе не заставить рефлексировать по поводу моральной стороны дела и совершенно неджентельменских деяний наших товарищей. Как говорится, "делу - время, а потехе - час", так что если вы хотите развлечься, то эта книга станет для вас отличным компаньоном!

    26
    1,1K